Нет ничего странного в том, что нам в голову лезут греховные мысли. Нам трудно иметь память о Боге, и мысли наши постоянно рассеиваются. Непросто их бывает собрать и во время чтения молитв. Надо постараться научиться правильно подходить к молитве. Молиться можно только с глубоким смирением, отложив все мирские заботы, с благоговением и страхом Божиим, держа ум в словах молитвы. Понятно, что он у нас привык свободно порхать по миру, поэтому добиться внимания в молитве можно только терпением и трудом.
Сами по себе помыслы приходят не от нас, и ни один человек самостоятельно поток помыслов остановить не может. Греховные помыслы нужно просто стараться не принимать, и выбрасывать из головы. Ни в коем случае не надо размышлять над содержанием подобных помыслов, а лучше и вообще об них не вспоминать. О них, действительно, лучше никому не рассказывать, - вы правильно говорите: не поймут. В греховных помыслах можно только раскаяться на исповеди, особенно если мы их все-таки принимали, или услаждались ими.
Более того, нападение помыслов может даже приносить нам пользу. Вот что пишет, например, Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Нападение на нас греховных помыслов попущено нам для нашей пользы, потому что оно приводит нас к смирению, к опытному познанию нашего падения, нашей греховности. Отцы признают нашествие греховных помыслов на занимающегося молитвою хорошим признаком: от борьбы с греховными помыслами получаются деятельный разум и твердость духа. Греховным помыслам должно противиться, а увлечения ими немедленно врачевать покаянием».
Честно говоря, странно то, что для вас всё это оказалось новостью. В основании культуры духовной жизни лежит именно борьба с помыслами. Дьявол имеет лёгкий доступ до падшего человека, и постоянно смущает нас помыслами. Сами мы не можем научиться различать помыслы, и бороться с ними. Здесь человеку нужна благодатная помощь, которую мы черпаем в святых таинствах церкви. Также необходимо понимание святоотеческого учения Церкви, и совет духовника. Борьба с помыслами - это отнюдь не разовая акция, а труд всей жизни. Вы пишете, что много грешили против Господа нашего, и предполагаете, что помыслы одолевают вас вследствие прошлой греховной жизни. Очевидно, так оно и есть. Иначе просто не бывает. Мы привыкли грешить, и мысли наши постоянно склоняются к греху. От нас же требуется терпение, труд, и поучение в Законе Божием.
Рассеянная молитва, действительно, не приносит пользы, и у вас возникла правильная мысль, что лучше так не молиться. Однако надо не бросать молитву, а постепенно, начиная с малого, трудиться, и исправлять свои ошибки. Если мысли убегают от содержания молитвы, то нужно со смирением их возвращать, и стараться хотя немного, но со вниманием помолиться. При этом молитвенное правило должно быть соразмерно вашему реальному духовному состоянию, и вашей жизни. Если оно, например, окажется слишком большое, и не будет гармонично вписываться в вашу жизнь, то внимательно молиться у вас никак не получится. Также и сама жизнь должна быть заполнена благой и осмысленной деятельностью, ибо праздного человека греховные помыслы будут мучить обязательно. Вообще человеку надлежит многое осмыслить, и многому научиться, чтобы достичь правильной духовной жизни и молитвы.
В этом нет ничего странного, и бороться с греховными помыслами приходится каждому христианину. Здесь нет никакого повода сходить с ума, или ехать на отчитку. Вряд ли отчитка заменит смирение, терпение, и определённый труд, который необходим для того, чтобы научиться молиться, и вообще жить в заповедях Божиих. Лучше нам потерпеть Господа, потому что попускает Он всё это по нашим грехам, и ждет нашего исправления.
|