Великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь говорил о героях своей поэмы "Мертвые души", что все уродливые персонажи этого произведения суть его, Гоголя, собственные порочные склонности, персонифицированные в разных людях.
Такое неожиданное объяснение внутреннего смысла литературного образа основано на христианском понимании себя и своих страстей самим Гоголем. Дело в том, что в Евангелии мы сталкиваемся с удивительным и совершенно безумным (1Кор. 1:23) с точки зрения законов этого мира образом мыслей. Оно запрещает осуждать других, а вместо этого предлагает посмотреть на самого себя. Все его заповеди обращены к нам и выполняются, говоря газетным языком, в одностороннем порядке. Если я считаю себя христианином, то я вижу именно свои грехи и именно от себя требую искренности и исправления жизни, а других людей я должен принимать такими, какие они есть, и относиться к ним при этом искренне и доброжелательно, не пытаясь осудить или унизить. Христос предлагает нам любить и врагов (Матф.5:44)
Наша брань не против крови и плоти (то есть не против людей), но против тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (другими словами против зла как такового), - говорит Апостол Павел (Еф. 6:12). Со злом можно бороться только начиная с себя. Тот, кто не видит зла в себе и не пытается бороться с ним свидетельствует этим, что в глубине души вполне уживается со злом и даже любит его. Все потуги такого человека бороться со злом в других, или в обществе, являются лицемерием. Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. (Лук. 6:41,42).
Однако из вышеприведенных цитат Священного Писания мы видим, что саму борьбу со злом Церковь отнюдь не отрицает, и даже, более того, понимает ее как нечто обязательное для христианской жизни. Но борьба эта может начинаться только с самого себя. Борьба со злом в себе - это покаяние.
Верующий человек видит, конечно, и зло внешней жизни, и не может не осуждать его, и не бороться с ним. Но христианство предлагает нам внимательно отличать борьбу со злом от борьбы с людьми. В практическом смысле это означает, что мы осуждаем, например, воровство, и в меру возможного боремся с ним. Скажем, начальник вполне может наказать или уволить уличенного в воровстве сотрудника, а в иных обстоятельствах и отдать под суд. Это даёт возможность исправить зло, и тем принести благо всем. Но он не ставит своей целью бороться именно с этим человеком, и делать ему зло. На самом деле борьба с воровством, это благо и для самого вора, ибо кажущаяся безнаказанность не может принести ему ничего благого.
Если мы с христианской точки зрения посмотрим на предвыборную борьбу наших политиков, то увидим, что она ведется именно как борьба людей с людьми. Во главу угла, как правило, поставлено осуждение и унижение конкурентов с одной стороны, - и самовосхваление с другой. Избирателю предлагается грязный компромат и приклеенные ярлыки. С другой стороны, предлагаются собственные достоинства и заманчивые обещания депутатов, - как блестящая побрякушка для обезьянки, за которой она обязательно протянет руку. Такая избирательная компания основана на самых низких человеческих страстях - зависти, злобе, тщеславии, невежестве, жадности, мстительности, и прочих. Для христианина она должна бы быть свидетельством против ее авторов. Другими словами, в православной стране она должна бы работать против себя. Но вместо этого она, как правило, приносит успех.
Если мы вернемся к рассуждению Гоголя о своих собственных страстях, персонифицированных в героях "Мертвых Душ", то увидим, что нечто подобное можно было бы сказать не только о литературных, но и политических персонажах нашего времени. Не отображают ли деятели современной политической сцены нас самих, свой "электорат", так же как герои "Мертвых Душ", по мнению Гоголя, его самого? Каждый из участников предвыборной гонки пытается привлечь нас через наши же вкусы и пристрастия. И каждый находит себе последователей. Поэтому в каком-то смысле можно сказать, что когда мы смотрим на то, что говорят и делают политики, мы смотрим на свой коллективный портрет. Правда, в отличии от Гоголя, мы не склонны видеть собственные страсти, и осуждаем лишь других, - тех кого сами выбрали. Сюжет этот описан в басне Крылова "Зеркало и обезьяна". Такое положение дел с зеркалом вызывает у нас праведный гнев, и иногда мы его разбиваем. Но каждый раз убеждаемся, что и в новых общественно-политических формациях изображение в зеркале остаётся прежним...
Перед Своими крестными страданиями, беседуя со Своими учениками, Спаситель сказал им такие слова: ...идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего. (Ин. 14:30). Христос, совершенный Бог и совершенный человек не имел греха и греховных страстей, и поэтому дьявол не имел в Нем ничего своего. В нас же, грешных людях, он имеет много своего - наши злобу, невежество, греховные страсти, за которые он нас незримо держит, а иногда и прямо нами управляет. Дьявола мы называем отцом лжи (Ин. 8:44). Наши болезненные страсти могут представляться нам с его помощью чем-то в высшей степени истинным и добрым. Удовлетворение собственной злобы - вершиной правосудия, удовлетворение корыстных интересов - высшей справедливостью и благом и так далее. В христианской духовной культуре всегда присутствует драматическая борьба со злом, именно потому столь трудная, что зло всегда пытается представиться нам добром. Дьявол всегда чем-то обольщает человека, каждого тем, к чему тот более склонен в глубине души - одного плотскими соблазнами, другого тщеславием, третьего деньгами и т.д. При этом он подсказывает нам разнообразные основания и оправдания всем нашим деяниям, предлагая возможность обмануть себя и увериться в святости своих грехов. Поэтому многие участники политического процесса свято веря в те или иные теории и лозунги могут с самыми "высокими" намерениями творить самые чудовищные дела.
"Молодой человек! Если записки мои попадутся в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений", такие слова написал для нас Александр Сергеевич Пушкин в повести "Капитанская Дочка". Только следуя духу христианской культуры борьбы не с людьми, а со злом как таковым, и в первую очередь в себе, мы можем надеяться и на исправление ситуацию в обществе. Если мы сумеем здраво судить о жизни, то появятся и политики, которые будут ответственно и искренне делать свое дело, и именно они будут получать наши голоса, а не специалисты по изобретению лозунгов и компроматов.
Именно здесь может быть (и должна быть) огромная позитивная роль Православной Церкви в общественно-политической жизни страны. Ибо в том и состоит плод веры - Христос излечивает наши души от болезненных страстей и пороков, дает ясный взгляд на жизнь. Происходит это тогда, когда человек видит именно свои грехи, раскаивается в них и искренне ищет истину. Если эта роль Православной Церкви в настоящее время малозаметна, то это можно объяснить только скудостью нашей веры и малочисленностью искренне и разумно верующих во Христа людей. Но подменить духовное служение Церкви народу на поддержку тех или иных партий и кандидатов было бы грубым перетолкованием самого смысла существования Церкви Божией на земле. Поэтому политическая деятельность строго запрещена священнослужителям Русской Православной Церкви. Вот, например, пункт 10-й постановления Синода от 29 декабря 1998 года: "Подчеркнуть недопустимость использования церковного амвона для проповеди тех или иных политических взглядов".
Христианство не имеет своего общественно-политического учения. Оно толкует не о политике, а о человеческой душе, которая может раскаяться в своем зле и возлюбить благо (Пс. 33:15) В этом смысл христианства. Попытки понять Евангелие с точки зрения общественно-политических проблем приводят к бессмыслице. В самом деле, если Христос - Бог то почему Он Сам не устроил общественную жизнь человека? Мог бы написать совершенную конституцию, дать свободу самую разумную, и законный порядок. Но в Евангелии нет ни слова об этом. С политической точки зрения там говорится о каких-то бессмысленных и эфемерных вещах: грехе, покаянии, Царствии Божием. Отсутствие у Христа программы политической борьбы испугало ещё древних иудеев. "Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом.
Христос отверг предложение дьявола обладать земными царствами, как обладает ими земной царь (Матф. 4:8-10). Отверг Он и предложение превратить камни в хлебы (Матф. 4:3,4) - то есть исполнить извечную мечту человека о сытой и безбедной жизни в этом мире. Но Он даровал нам настоящую свободу - не политическую, а нравственную свободу: выбрать между добром и злом. Ибо всякий, делающий грех, есть раб греха (Иоан.8:34).
Сегодня, через 2000 лет после Рождества Христова, мы имеем двухтысячелетнюю историю искупленного Христом человечества. Она дает нам примеры самых разных форм существования Церкви в мире. Само учение Евангелия не меняется, и Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13:8). Но мир бесконечно разнообразен и изменчив. На протяжении веков в истории человечества были периоды, когда христиан гнали и пытались физически уничтожить. Потом приходили времена мира, когда светская власть сама принимала христианство. Тогда начинали строиться храмы, развивались христианская культура и искусство На протяжении столетий они давали глубокое основание общественно-политической и нравственной жизни многих народов, составляющих сейчас так называемый цивилизованный мир. Случались в истории, и нередко, драматические столкновения Церкви и государства, религиозные войны, ереси и расколы, поддержанные светской властью, попытки политических сил подчинить себе Церковь, и использовать ее в своих интересах. В своей борьбе за власть политики пытались использовать веру и религиозные идеалы народов. Поэтому сегодня существуют самые разные представления о формах взаимоотношения Церкви и государственной власти. Но за всем этим всегда сохраняется главное: по существу Церковь может быть только свободной духовной общностью людей, верующих в Христа, и преследующих в общем-то непонятную и чуждую государству цель: Царствие Божие.
Ужасной ошибкой являются попытки механически перенести те или иные внешние формы взаимоотношения Церкви и государства в нашу сегодняшнюю жизнь. Но возможность для плодотворных взаимоотношений Православной Церкви и государства существует и сейчас. Она основывается не на православной фразеологии политиков, как правило, очень далеких от веры в Христа, но в духовном обновлении и возрождении верующего человека. Такой человек может работать на ферме или заводе, может учить детей, или служить в Армии, - и везде вера может сделать его свободным и разумным членом общества, способным искренне служить Богу и ближнему. Может быть христианином и политик любого ранга, - и перед ним тогда откроется путь жертвенного служения своему народу.
Можно, а в определённых обстоятельствах даже необходимо, всякому искреннему человеку участвовать в выборах. Но прежде чем ставить галочку в избирательном бюллетене, верующий человек обязательно должен убедиться, что он не жертва предвыборных технологий. Тогда и выбор будет сделан правильный. Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя (Втор. 30:19,20).