Статьи

"Беседа с готовящимися принять Святое Крещение"

Святое крещение нельзя понимать лишь как магический ритуал – окунули ребенка в купель, и вот он крещеный, и больше никаких проблем нет. Чтобы благодатные дары крещения вошли в нашу жизнь, нужна вера, и жизнь по вере. Детей мы крестим как бы авансом. Сам ребенок еще ничего не понимает, но мы вводим его в Церковь, - для того, чтобы он имел благодатную жизнь в Боге, и мы могли бы воспитать его искренним верующим человеком. Но для этого нужно нам самим понимать православную веру, и жить согласно ей. Ведь нельзя научить ребенка тому, чего мы сами не знаем. Поэтому перед крещением мы беседуем не только с теми, кто пришел креститься, но и с родителями маленьких детей. Смысл беседы в том, чтобы рассказать, что такое крещение, - и вообще о православной вере.

При этом надо сказать, что христианская жизнь - это обычная человеческая жизнь. У каждого она своя - работа или учеба, семья, свои интересы и цели. Другой жизни у нас нет, только той жизнью, которую даёт нам Бог, мы и можем жить. Но внутреннее содержание жизни меняется, когда человек раскаивается в своих грехах и обретает веру. Изменение это касается нравственной жизни человека. Можно даже сказать, что оно является нашим нравственным выбором. Крещение есть обещание Богу доброй совести, - говорит в своем послании святой апостол Петр (1Пет. 3,21). Слова эти на первый взгляд кажутся вполне понятными. Ведь, казалось бы, для человека естественно жить искренне и с доброй совестью, тем более перед Богом. Но если вдуматься, за ними стоит нечто в высшей степени странное и даже непостижимое. Непонятно уже то, что об этом надо говорить, и даже принимать крещение, которое как бы утверждает этот Новый Завет, т. е. как бы договор, наше обязательство перед Богом. Почему сам по себе человек не живет с доброй совестью перед Богом, и, как правило, даже не задумывается о такой возможности? Почему это так? Сам по себе человек не может ответить на этот вопрос.

Ответ на него даёт Библия. Уже на первых своих страницах, после сотворения мира она описывает грехопадение человека, и изгнание его из Рая. Обычно повествование Библии о грехопадении мы склонны принимать всего лишь как древнюю притчу. Однако это совсем не притча, и не сказка, а реальное описание мира, причем не только древнего, но и современного мира, т. е. нас. Речь идёт о том, что именно мы выгнаны из Рая.

Описание это очень точно соответствует реальности. Действительно, мы как бы отлучены от Бога, и совсем не знаем Его. Некоторые даже говорят, что Его нет. Хотя на самом деле Господь ближе к каждому из нас, чем мы думаем. Но мы то Его совсем не знаем. Знаем только свои страсти, и живём по ним. Однако страсти никуда не ведут, кроме как к страданию и смерти. Так над нами сбывается слово, сказанное древнему Адаму: в тот день, в который ты вкусишь от этого дерева, смертью умрешь (Быт.2:17). Для человека всё это непостижимо и страшно. Нам непонятно, почему мы должны страдать, - а смерть свою мы просто не можем себе представить. Можно сказать, что в неё никто не верит: все мы знаем, что умрем, но живем так, как будто не умрем никогда. И тем не менее страдание и смерть неотвратимо настигают человека в этом мире. Поэтому в христианстве речь идёт о чем-то фундаментально важном для человека. Священное Писание и традиция Церкви называют это словом спасение. Христа мы называем Спасителем. Он пришел с проповедью Царства Божия, и снова открывает нам путь к жизни, которой мы лишились в результате грехопадения.

Для земного человека, подверженного смерти, вера в Христа и крещение, которое вводит его в Церковь, это ни что иное как второе рождение – но уже не плотское, а духовное. Вот диалог Иисуса с Никодимом, одним из начальников иудейских, который тайно пришел к Нему ночью, чтобы спросить о спасении:

Между фарисеями был некто именем Никодим, один из начальников Иудейских.

Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.
Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше...
Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?
Иисус отвечал и сказал ему: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь?
(Иоанн. 3, 2-10)
Родиться от воды и Духа - значит обрести веру в Христа и креститься. Итак идите, научите все народы, - сказал Христос своим ученикам, - крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. (Матф. 28, 19,20)

О традиции Церкви

Всё, что мы обретаем в традиции Церкви, служит для того, чтобы мы могли позаботиться о своей душе, и идти путем веры. Это можно уподобить работе в огороде. Если там не работать, то на грядках вырастут одни сорняки. Чтобы земля дала свой плод, надо трудиться, - пропалывать, поливать, удобрять, рыхлить почву. Точно так обстоит дело и с душой. Каким бы хорошим и даже верующим не был человек, если он не позаботится о своей душе, то ничего, кроме сорняков, в его внутреннем "огороде" не вырастет. Сорняки растут сами и быстро, а для того, чтобы вырастить настоящий плод, который действительно напитает душу, нужно трудиться до самой осени (т. е. всю жизнь) в поте лица.

Труд этот состоит в первую очередь в том, чтобы составить себе определенное понятие о христианском учении. Здесь речь идет не о высоком богословии, а об основах веры, понимание которых даёт человеку возможность жить христианской жизнью, и иметь её спасительные плоды в своей душе. Без этого невозможна сама вера. Как я могу верить, сам не зная, во что? Поэтому традиция Церкви всегда признавала необходимым обучаться истинам веры. В древности подготовка к святому крещению состояла из т. н. огласительных бесед, и продолжалась обычно несколько недель. Говоря современным языком, готовящиеся к крещению кончали курсы, и чтобы быть допущенными к святому крещению даже сдавали экзамен. Вера от слышания, а слышание от слова Божия, - говорит Апостол (Рим. 10, 17). Невозможно верить в то, о чем мы не слышали, не читали, и о чем не имеем никакого представления.

Для заботы о своей душе, кроме поучения в слове Божием (т. е. в чтении Священного Писания, и других вероучительных книг) традиция Церкви предлагает пост, молитву, и святые Таинства, особенно Исповеди, и причастия Святых Таин. Христианская традиция освящает понятие о посте, особенно Великий Пост, который обычно так и называют "Святой четыредесятницей". В понятие поста входит не только воздержание в пище. Не менее важным является его духовный смысл. Во время поста человеку предлагается как бы остановиться в своей жизни, и подумать о себе. Воздержаться надо не только от мяса. Не менее важно воздержаться в эти дни от лишней суеты и развлечений, чтобы иметь возможность помолиться Богу, осмыслить свои проблемы и, может быть, исправить то, что нуждается в исправлении. Венцом этого духовного труда является исповедь, и причастие Святых Таин. Таинства Церкви мы называем животворящими. В них даётся человеческой душе жизнь. Т. е. речь идет о том, чтобы вернуть себе настоящую жизнь, которую в результате грехопадения мы потеряли. Но даже если посмотреть на традицию Церкви лишь с земной точки зрения, она оказывается той психологической поддержкой, которая совершенно необходима для человека. Все мы, верующие люди, регулярно исповедуемся и причащаемся святых таин. Это означает, что человек имеет возможность жить как бы с открытыми глазами. Он привыкает открывать своё сердце Богу, и в этом сохранять искренность перед Ним. Он знает свои слабости, и видит внутренние проблемы, причем может увидеть их тогда, когда они еще только зарождаются, и их легко исправить. При этом он может посоветоваться с духовником, и избежать таким путём многих зол и ошибок. Неверующий же человек, к сожалению, обычно живет как бы в темноте, не видит своих грехов, а внутренние проблемы замечает чаще всего лишь тогда, когда исправить что либо бывает уже очень трудно, или вообще невозможно. Посоветоваться же ему нередко бывает просто не с кем.

Зло всегда приходит как бы само. Это тоже следствие падения человека и мира, о котором говорит Библия. Достаточно человеку расслабиться и поплыть по течению, как он и сам начинает впадать во многое зло, и внешнее зло начинает его одолевать. Хорошему же можно только научиться, и достигнуть внимательной жизнью и трудом. Поэтому человеку, который искренне хочет отойти от зла, надлежит внимательно относиться к тому, что происходит в его душе, и многому научиться.

В первую очередь это относится к молитве. Ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными, говорит апостол Павел (Рим. 8, 26). Отпавший от Бога человек сам по себе не знает, что такое молитва. Поэтому в Церкви мы молимся по определенному уставу, т.е. читаем боговдохновенные молитвословия, написанные Святыми Отцами, и тексты Священного Писания. Так же и дома мы молимся по молитвослову (сборнику молитв). Если человек со вниманием сердечным молиться именно этими святыми молитвами, то он становится причастным к тем молитвам, которыми молились Святые. Тогда постепенно он начинает понимать, с какими мыслями и чувствами можно обратиться к Богу, - т. е. учится настоящей молитве.

О Священном Писании

Письменный Закон (Священное Писание) дано было человечеству не сразу. После того, как человек нарушил в Раю волю Бога, мало-помалу стало возрастать зло, и воцарилась смерть. Нигде не стало Богопочитания, а повсюду было неведение Бога (авва Дорофей). Священное Писание стало необходимо именно потому, что мы совсем отпали от Бога. "И у нас нет другого пути выйти из этого невежества, - говорит великий учитель Церкви Иоанн Златоуст, - кроме как со вниманием и усердием изучать данное нам Слово Божие."

Библия состоит из двух частей: Ветхого и Нового Заветов. Ветхий Завет - это очень сложная и большая книга. Он содержит в себе всю историю мира, от самого его сотворения, до Христа. В него входит много достаточно сложных и разных по содержанию книг. Это исторические, законоучительные, пророческие книги, и другие. Основным смыслом Ветхого Завета является пророчество о Христе. Но духовный смысл этих пророчеств открывается только в Новом Завете. Поэтому начинать читать Священное Писание обычно бывает более разумно с Нового Завета, понимание которого насущно необходимо для каждого христианина.

Евангелие - это книга, в которой описаны события, от рождения Христа до Его вознесения на Небо. Греческое слово Евангелие означает благовестие: благая весть о спасении. Существует четыре канонических (то есть принятых Церковью как истинные) Евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки, и от Иоанна. Четыре евангелиста описали события так, как каждый из них видел и знал, независимо друг от друга. Кроме четырех Евангелий, в Новый Завет входят еще книги Деяний и Посланий Апостолов и Апокалипсис. В книге Деяний автор одного из Евангелий, Лука, описывает последующие после Вознесения события: сошествие на Апостолов Святого Духа в пятидесятницу (это событие вспоминается Церковью на 50-й день после пасхи, в праздник, который называется Троица) и распространение Апостолами веры в распятого и воскресшего Христа по всему миру. Более других в деле проповеди потрудился святой Апостол Павел. Его послания новообразованным христианским Церквам составляют большую часть книги Апостольских Посланий.

О Таинствах Церкви

Внутренняя жизнь Церкви таинственна. Она далеко не совпадает с её внешней историей, показывающей нам только факты бытия Церкви в условиях общественно-политической жизни этого мира. Истинная же её жизнь есть таинственное действие Христа в Своей Церкви. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви", говорит апостол Павел (Еф. 5, 32). Апостолов он понимает как домостроителей Таин Божиих: Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих (1Кор. 4, 1).

Со временем в жизни Церкви ряд особенных, наиболее важных моментов благодатного строительства получил преимущественное наименование таинств. Таким образом, таинство есть священнодействие, которое под видимой стороной сообщает душе верующего невидимую благодать Божию - духовное преображение и возрождение человека.

Власть совершать таинства дал Апостолам Сам Христос, явившись им после Своего Воскресения из мертвых. Вот как говорит об этом евангелист Иоанн: В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. (Иоан. 20, 19,23).

Впоследствии Апостолы, устрояя Церковь по всему миру, передали эту власть, через рукоположение и молитву, последующим епископам, и так по непрерывной цепочке она преемственно перешла и к современным епископам и священникам. Поэтому сама по себе благодать священства, - это тоже таинство. Наше спасение в Церкви строится хотя и через людей - епископов, священников, диаконов, - но не ими самими, а Господом, действующим через них. Принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает (Ин. 13, 20), - говорит Христос.

Крещение - это тоже таинство. Его совершение заповедано Самим Христом: Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16, 15). В таинстве святого Крещения человеку прощаются его грехи, и он рождается от воды и Духа, как сказал Христос в беседе с Никодимом. Т. е. ему даётся как бы принципиальная возможность идти путём христианской жизни и наследовать Рай. К таинству Крещения в Православной Церкви присоединяется таинство Миропомазания. В нём даётся дар Святого Духа, Который просвещает человека, и даёт ему силу для хранения заповедей Божиих.

Благодатное действие Таинств зависит от нашей искренности и веры. Если сердце человека закрыто для Бога, то, приступая к таинствам, он не получит от них ничего. Недостойное принятие таинств может повлечь за собой не спасение, а погибель человека. Особенно это относится к таинству Тела и Крови Христовых или, как его еще называют, - Святому Причастию.

Христос дал это Таинство Своей Церкви для того, чтобы мы не только помнили Его, но и имели в себе жизнь, которую дает Он. Я есть хлеб жизни …, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (Иоанн. 6:48,51). Самая важная служба в Церкви, которая называется литургией, есть воспоминание Тайной Вечери, на которой Господь установил это таинство.

И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним, и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием. И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается. (Лк. 22, 14-22).

Причащение Святых Таин заповедано Самим Христом всем кто верит в Него: Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Иоанн. 6, 53). Оно является испытанием нашей совести и веры: Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней, - говорит апостол Павел. - Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает (1Кор. 11, 27-30). Поэтому приступать к Причастию можно только подготовившись к этому таинству. Перед причащением принято исповедоваться.

О символе Веры

В 4 веке на Первом и Втором Вселенских соборах был принят Символ Веры, в котором было сформулировано, во что верит православная Церковь.

Мы исповедуем веру во единаго Бога-Отца Вседержителя, творца небу и земли, видимым же всем и невидимым, т. е. в единаго Бога, вседержителя, творца видимого и невидимого мира.

Но христианство открывает нам не только веру в Бога Отца, но говорит и о таинстве Пресвятой Троицы, - т. е. о трёх ипостасях единого божества. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог,- говорит евангелист Иоанн о втором лице Пресвятой Троицы, Слове Божием, Которое прежде сотворения мира рождается от Отца (Иоан.1:1). Поэтому мы исповедуем не только веру в Бога – Творца мира, но и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божиего, единородного, иже от Отца рожденного прежде всех век. Света от Света, Бога истинна от Бога Истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша (Т. е. Им, как своим Словом, Господь сотворил всё). Нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася (здесь говорится о том, что ради нашего спасения Христос родился от Девы Марии, и соединился с человеческим естеством). Распятаго же за ны при Понтийском Пилате, и страдавша, и погребенна, и воскресшего в третий день по Писанием (Который принял распятие и смерть при Римском правителе в Иудее Понтии Пилате, но воскрес на третий день, согласно пророчествам в Ветхом Завете).

И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущего со славою судити живым и мертвым, Егоже царствию не будет конца. На сороковой день после своего воскресения из мертвых Господь вознесся на небо. (Это событие Церковь вспоминает в праздник Вознесения Господня, на сороковой день после Пасхи.) Второй раз Он уже придёт как Судья. Это будет Страшный суд над всеми людьми, жившими на земле. «Совесть каждого человека откроется перед всеми, и обнаружатся не только все дела, какие кто сделал во всю свою жизнь на земле, но и все сказанные слова, тайные желания и помышления», - пишет в своём катехизисе митрополит Филарет. После этого Откроется царство Христа, в котором обретут жизнь все спасённые Им люди.

В следующей части Символа Веры говорится о вере в Святого Духа. И в Духа Святаго, Господа животворящего, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшего пророки. (Т. е. мы верим в Святого Духа – Бога, дающего жизнь всему сотворенному миру, а особенно духовную жизнь человеку, Который исходит от Отца, и Которому мы так же покланяемся, и Которого так же прославляем, как и Бога-Отца, и Бога Сына. Именно Он говорил людям через пророков в Священном Писании. Таким образом мы исповедуем веру в единого Бога – Троицу: Отца, Сына, и Святого Духа.

Также мы исповедуем веру Во едину святую, соборную и апостольскую Церковь. Т. е. мы верим в единую (одну, находящуюся в полном духовном единстве веры), соборную ( т. е. не ограничивающуюся каким либо местом, временем, или народом, но заключающую в себя всех истинно верующих людей, всех времен и народов) и апостольскую (сохраняющую в себе учение и преемственность священства от апостолов) Церковь.

Символ веры заканчивается такими словами: Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века, аминь.

Христос пришел на землю проповедуя Царствие Божие, т. е. жизнь, которая изначально была у человека в Раю. В стяжании этой жизни – смысл христианской веры. Верующий в Христа человек через святое крещение омывается от своих грехов, и рождается духовно. В святых Таинствах Церкви он обретает жизнь, которую дает Христос, и становится наследником вечной жизни - жизни будущего века.

Составил: священник Александр Любимов