"ПЕСНИ ВОСХОЖДЕНИЯ"
ИЛИ
ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕСНЯ И ПОЭЗИЯ - ЧТО МЫ ПОД ЭТИМ ПОНИМАЕМ

У многих сложился устойчивый стереотип, что православная песня и поэзия - это чисто церковное пение и молитвы, или, что это песни и стихи только о Боге, Церкви, свечах, ангелах и т.п. Многие наши сограждане опасаются, что если они придут на концерт послушать православные песни и стихи, то их сразу начнут учить религии, поставят в строгие рамки церковных правил.
Мы же в понятие православной песни и поэзии вкладываем, прежде всего, наши исконные российские традиции языка и музыки, христианский взгляд на мiр, который передается посредством ярких свежих образов, а не сухой морали и догматики. Православная песня и поэзия всегда патриотична, но осторожна в проявлении чувств: она избегает показного и заказного. Ура-патриотизм на деле хуже космополитизма.
Православная лирика не терпит чувственности, надрыва, "зауми", самокопанья, эгоцентризма, эйфории, саможаленья. Лирическому поэту приходится обнажать свою душу, но при этом необходимо хранить целомудрие в самом глубоком смысле этого слова. При абсолютной искренности в православной лирике обязательно присутствует некая стыдливость наготы своей души, ее страданий и переживаний. Тютчев как будто про это сказал: "что в существах разумных мы зовем божественной стыдливостью страданья". Отсюда понятно, насколько чужды ей бесстыдное обнажение души и публичная исповедь без покаяния.
В русской классической поэзии можно найти множество образцов православной лирики, например, вот эта строка Пушкина: "Как дай Вам Бог любимой быть другим", - в этих семи словах более православия, чем в целой библиотеке специально-религиозной поэзии. Надо увидеть в прошлом нашей литературы и фольклора тот драгоценный евангельский бисер, взирая на который как на эталон красоты и духовности, мы сможем создавать новые произведения, но кровно и духовно связанные с нашей национальной православной традицией.
Добавим к этому, что русские духовные стих, песнь, былина, - с одной стороны, а с другой - современная духовная авторская песня - составляют, по сути, одно целое, во всяком случае, преемственность этой духовной традиции прослеживается. Сейчас возрождение этих жанров, а также становление духовной авторской песни только начинается, но настолько бурно, что уже в ближайшие годы, будем надеяться, появятся много новых ярких дарований. Масштабы этого отрадного явления расширяются, а уровень стремительно поднимается ввысь.
В послании ап. Павла к Колоссянам есть такие строки: "Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, словословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу". "Слово Христово" можно понимать не как цитирование, перекладывание на стихи или пересказ Евангелия, а как слово, несущее христианское отношение к мiру, людям, своим поступкам. Если понимание этого укоренится в наших сердцах, тогда церковное и светское, разорванное ныне, будет единым и гармоничным снова, как некогда на Святой Руси.
В Псалтири царя Давида есть 15 псалмов, которые называются "песни степеней" или "песни восхождения". Когда был построен Храм Соломонов, ветхозаветное богослужение достигло своего совершенства. Пение псалмов составляло основу богослужения. Указанные псалмы исполнялись хором, который предшествовал процессии священников, по одной "песни" на каждой из 15 ступеней, ведущих в Храм. Мы надеемся, что и наш Фестиваль каждый год будет подниматься выше еще на одну ступень духовной лестницы, а наши зрители еще на шаг приблизятся к Небесному Храму.

Организаторы: духовник священник Виталий Шумилов
и организатор-координатор проекта Елена Злобина.