Фестиваль православной песни и поэзии
"Серебряная Псалтирь"
7 - 9 октября 2005 г.


ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕСНЯ И ПОЭЗИЯ – ЧТО МЫ ПОД ЭТИМ ПОНИМАЕМ
(ПО ИТОГАМ ФЕСТИВАЛЯ «СЕРЕБРЯНАЯ ПСАЛТИРЬ» -2005)

У многих сложился устойчивый стереотип, что православная песня и поэзия – это чисто церковное пение и молитвы, или, что это песни и стихи только о Боге, Церкви, свечах, ангелах и т.п. Многие наши сограждане опасаются, что если они придут на концерт послушать православные песни и стихи, то их сразу начнут учить религии, поставят в строгие рамки церковных правил.

Мы же в понятие православной песни и поэзии вкладываем, прежде всего, наши исконные российские традиции языка и музыки, христианский взгляд на мiр, который передается посредством ярких свежих образов, а не сухой морали и догматики. Православная песня и поэзия всегда патриотична, но осторожна в проявлении чувств: она избегает показного и заказного. Ура-патриотизм на деле хуже космополитизма.

Православная лирика не терпит чувственности, надрыва, «зауми», самокопанья, эгоцентризма, эйфории, саможаленья. Лирическому поэту приходится обнажать свою душу, но при этом необходимо хранить целомудрие в самом глубоком смысле этого слова. При абсолютной искренности в православной лирике обязательно присутствует некая стыдливость наготы своей души, ее страданий и переживаний. Тютчев как будто про это сказал: «что в существах разумных мы зовем божественной стыдливостью страданья». Отсюда понятно, насколько чужды ей бесстыдное обнажение души и публичная исповедь без покаяния. В русской классической поэзии можно найти множество образцов православной лирики, например, вот эта строка Пушкина: «Как дай Вам Бог любимой быть другим», - в этих семи словах более православия, чем в целой библиотеке специально-религиозной поэзии. Надо увидеть в прошлом нашей литературы и фольклора тот драгоценный евангельский бисер, взирая на который как на эталон красоты и духовности, мы сможем создавать новые произведения, но кровно и духовно связанные с нашей национальной православной традицией.

Добавим к этому, что русские духовные стих, песнь, былина, – с одной стороны, а с другой – современная духовная авторская песня – составляют, по сути, одно целое, во всяком случае, преемственность этой духовной традиции прослеживается. Сейчас возрождение этих жанров, а также становление духовной авторской песни только начинается, но настолько бурно, что уже в ближайшие годы, будем надеяться, появятся много новых ярких дарований. Масштабы этого отрадного явления расширяются, а уровень стремительно поднимается ввысь.

В послании ап. Павла к Колоссянам есть такие строки: «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, словословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу». «Слово Христово» можно понимать не как цитирование, перекладывание на стихи или пересказ Евангелия, а как слово, несущее христианское отношение к мiру, людям, своим поступкам. Если понимание этого укоренится в наших сердцах, тогда церковное и светское, разорванное ныне, будет единым и гармоничным снова, как некогда на Святой Руси.

Духовник фестиваля, настоятель храма
Смоленской иконы Божьей Матери
священник Виталий Шумилов и
педагог Злобина Елена Алексеевна