О приходе
Священство
Расписание богослужений
Реквизиты
Фотоальбом
Новости
Вопросы священнику
Архив ответов
На вопросы отвечает священник Владислав
Вопрос:

    Здравствуйте, Батюшка!
    Простите, может быть я Вас неправильно понял, но в вопросе ? 146 Вы сказали, что изображение Бога Отца запрещено в Православной Церкви. Но в храме, в который я хожу, есть Благословенная икона Пресвятой Троицы, где изображены Бог Отец, Бог Сын, и Дух Святой в виде голубя. Или Господь Отец может быть изображен только на иконе Пресвятой Троицы? Если Бога Отца никто не видел - не является ли это изображение просто авторской интерпретацией?
    Я знаю также вариант иконы Пресвятой Троицы, где изображены просто 3 молодых человека. Они совсем не похожи на Отца, Сына и Духа Святого, а похожи просто на Ангелов. Как объяснить этот образ? Почему первый и второй образы так разнятся?

    Виктор
 
Ответ:

Здравствуйте Виктор.
Изображение Пресвятой Троицы в виде трех ангелов восходит к Ветхому Завету, когда Господь явился Аврааму в виде трех ангелов:
И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного.
Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли,
и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего;
(Бытие 18:1-3)

Однако это изображение носит символических характер, обозначая три ипостаси Бога, но не изображает Его самого. Икона Ветхозаветной Троицы, где Авраам принимает Бога в виде трех ангелов, передает событие, имевшее место в Священной Истории. Поэтому эта икона имеет право на существование.

Изображение Бога Саваофа в виде старца, есть измышления, фантазия художника, поэтому и не может быть почитаема как икона. Мне кажется, что определение Большого Московского Собора (1666-1667 гг) достаточно понятно излагает причины, по которым изображения Бога-Отца в виде старца нелепо. Почему некоторые иконописцы продолжали это делать, сказать трудно. Что тому виной? Незнание, или другие причины? Прискорбно то, что даже до сегодняшнего дня некоторые церковные заводы производят, а церковные лавки распространяют подобные изображения.

Теперь к вопросу о том, как к ним относиться. В храме, Преподобного Сергия Радонежского села Зятьково Талдомского района, в котором я также имею честь быть настоятелем, в алтаре есть роспись ? Коронование Божьей Матери. На этой фреске так же изображен Бог-Отец в виде старца и Дух Святой в виде голубя. Конечно если бы были средства и не было проблем с реставрационными организациями, я бы эту фреску переписал. Но так как такой возможности нет, то я достаточно спокойно к ней отношусь. Я думаю, что современное общество достаточно интеллектуально развито, чтобы понимать, что Бог-Отец, это не дедушка, который сидит на облаках и посылает гром и молнии, а Святой Дух не голубь.

По каким причинам икона с изображением Бога-Отца находится в Вашем храме, я, как Вы понимаете ответить не могу. Может быть, у настоятеля есть веские причины оставить ее в храме.