О приходе
Священство
Расписание богослужений
Реквизиты
Фотоальбом
Новости
Вопросы священнику
Архив ответов
На вопросы отвечает священник Владислав
Вопрос:

    Здравствуйте!
    Скажите, как понять если Яхве - Бог вездесущий, то кто такой Салаоф, которого в молитве мы упоминаем как Господа (Свят, Свят, Свят, Господь Салаоф). Объясните, пожалуйста, более подробно о его роли в истории человечества. Так как объяснение этому найти не можем. И как это можно связать с текстом апокрифического произведения "Пистис София", где Салаоф упоминается как ангел, отпавший от Бога в материальный мир. Благодарю Вас за ответ.

    Елена
 
Ответ:

Здравствуйте Елена.
Пролистав указанный вами труд, я, откровенно говоря, не обнаружил, чтобы Саваофа упоминали как ангела отпавшего от Бога. Хотя, за недостатком времени, просматривал этот фолиант достаточно бегло. Собственно сделал это лишь из праздного любопытства, чтобы иметь представление об указанном Вами источнике. Хотя вполне мог бы отвечать и не заглядывая в указанные сочинения.

Заглянем в Библейскую энциклопедию:
Еврейское слово Саваоф - силы воинства, нередко встречаемое в оригинальном тексте Ветхого Завета, встречается только дважды в Новом Завете, именно: в послании к Рим 9:29 и в соборном послании Иак 5:4. Как одно из имен Божиих, оно изображает беспредельное величие Божие, Его владычество над всем сотворенным, Его всемогущество и Его славу. Он Бог воинств. Господь сил. Он един превознесен над всем. Он владыка всего, всемогущ и всесилен. Его окружают и Ему служат сонмы Ангелов и все воинства небесные. Ему покорствует и Его прославляет вся природа; все твари служат неумолкающими свидетелями и провозвестниками Его силы и могущества, Его величия и славы.

ИЕГОВА (Яхве) (Сущий; Исх 3:14) ? одно из имен Божиих, великое и святое, означающее самобытность, вечность и неизменяемость существа Божия, имя Тою, который был, есть и будет, и который сам изрек о Себе: ?Я Господь, в первых и в последних. Я тот же (Ис 41:4). Я семь Алфа и Омега, первый и последний? (От 1:10). Из благоговения к сему св. имени, Евреи в древнее время считали оное страшным для произношения и заменяли или именем Адонай, или Еллогим (Господь). Более того. по Еврейскому преданию, слово Иегова произносилось только одним первосвященником и при том однажды в год во Святом Святых. ?Я есмь Сущий. сказал Бог Моисею, посылая его к сынам Израилевым, так скажи сынам Израилевым: Сущий (Иегова) послал меня к вам (Исх 3:14)... Вот имя Мое на веки и памятование о Мне из рода в род? (ст. 15). Впрочем имя Иеговы в полной или сокращенной форме встречается во многих собственных именах свящ. книг, где оно поставляется в связи с ними или в начале, или в конце. Означенные имена усвояются различным лицам и, что весьма естественно, встречаются гораздо чаще после времени Моисея, чем до него.
(Библейская энциклопедия архимандрита Никифора)

Из вышесказанного, надеюсь, понятно, что Бог Саваоф, Яхве или Иегова ? суть разные имена Бога Единого и Нераздельного.

В вашем вопросе меня удивило другое. Насколько я понял, Вы человек православный, а изучение писания вдруг начали с апокрифов. Если бы Вы внимательно прочитали Библию ? Ветхий и Новый Завет, а к этому приложили книги объясняющие православную догматику, ну например Точное Изложение Православной Веры Иоанна Дамаскина и Пространный Православный Катехизис святителя Филарета Дроздова, то такого, честно сказать, наивного вопроса, просто бы не задали.

Церковь для того и отделяла зерна от плевел, Божественное Писание от апокрифов, чтобы желающие идти по пути спасения не набивали себе шишек о чуждые Истинной Вере философствования и теории.

В нашем современном обществе сложилась какая-то нездоровая любовь ко всему старому. Почему-то считается, что все древнее это хорошо, что все древнее есть истинна. Найдут ученые какой-то древний фолиант, а что еще хуже небольшой его отрывок и давай на основе двух трех фраз переписывать историю.

Недавно в одном географическом журнале прочитал интересную мысль. Если наши потомки с таким же доверием будут относиться к найденным рукописям современных писателей и философов, то представьте, какие они должны будут сделать выводы, прочитав, например, скандально известный ?Код Давинчи??

Как сейчас, так и в древности, было немало философов, желающих поразмышлять о Боге и о Евангельских событиях, тем более, что эти события были близки к ним по времени. Философы древности, как и философы XX-XXI века, имели право не только на собственное мнение, но даже на обычную человеческую дурь. Что же, нам теперь все их идеи, в том числе и бредовые, принимать как непреложную истину? Так что не нужно относиться ко всему, что написано в I, II или IY веке с полным доверием, особенно, если это касается вопросов веры. Еще раз повторю, Церковь для этого и выкристаллизовывала свое учение, чтобы отбросить все чуждое и наносное.

Читайте побольше Писание и толкования святых отцов. Они принесут Вашей душе великую пользу и откроют глубину Божьего домостроительства.