О приходе
Священство
Расписание богослужений
Реквизиты
Фотоальбом
Новости
Вопросы священнику
Архив ответов
На вопросы отвечает священник Владислав
Вопрос:

    Батюшка Владислав, здравствуйте!
    Кажется, осознано: жизнь без Христа - случайный сон. Беда в том, что от природы (сколько себя помню с детства) натура крайне неравновесная, и эта неравновесность прорывается порой и в область веры. Как шарик на холме, толчок - и под горку. Пример. Иногда по нескольку раз в день напоминает о себе полученное некогда естественнонаучное образование (пропади оно пропадом!) в самой скверной форме, в форме грубого, тупого материализма, волной накрывающего ум во время молитвы. Накатит волна, и, шарик уже под горкой - а есть ли вообще что-либо кроме этой самой материи? Ужасное дело, когда такое случается во время молитвы, молитва обрывается во мгновение. Те же результаты и в попытках борьбы со страстями: сегодня закрученные гайки, а назавтра - фонтаном (у папы был точно такой же характер). Но вера при этом не уходит - вот в чем парадокс. Что противопоставить? Молитва, конечно. Психология?.. Как обретается с христианских позиций равновесность, если от природы натура крайне неравновесная?
    Батюшка Владислав, этот вопрос к Вам, как к человеку, кажется, обретшему это самое благословенное равновесие (сужу по многочисленным прочитанным ответам). На исповеди и в беседах священник неоднократно говорил о том, что для меня необходимо именно обретение равновесия, но так и не стяжала, не обрела.
    Извините за такой вопрос, но для меня это, и правда, одна из самых серьезных проблем, касающаяся не только характера, но и входящая порой и в саму область веры.
    Спасибо.

    Алла
 
Ответ:

Здравствуйте Алла.
Благодарю Вас за добрые слова в мой адрес, как бы я был рад, если Ваши слова соответствовали действительности. Но боюсь, что Вы слишком хорошего мнения обо мне.

Духовная борьба подразумевает противодействие движениям души, противным божьему устроению. Поэтому, то, что происходит у Вас в душе, есть ?нормальное? состояние падшего человека. Виною тому не образование или наука, виною тому греховное повреждение нашей души. Трудно предположить, чтобы мы, люди связанные великим множеством страстей, не были искушаемы этими страстями. Стремление к очищению души от страстей, противодействие греховным помыслам ? это и есть духовная борьба.

При наличии у каждого человека некоторого комплекса страстей, есть та страсть, которая лежит на поверхности. Эта страсть бывает наиболее ярко видна для окружающих и самому христианину доставляет больше всего хлопот и огорчений. Иногда таких, ?ярких? страстей может быть несколько.

Вспышки некоторого неверия, как я уже сказал выше, не плод образования, а обычный бесовский прилог. Бес улавливает Вас на этом прилоге, Вы сочетаетесь с ним, думая, что эти мысли продиктованы Вашем разумом. Господь при этом оберегает душу от Ваших неразумных сочетаний, поэтому бесовские нападки пока не приносят большой беды. Если же вы прекратите обращать внимания на бесовские прилоги, то и вовсе освободитесь от скорбей связанных с помыслами неверия. Пусть бесы пытаются навязать всяческие мысли. Просто не обращайте на них внимания. Попросите у Господа прощения и продолжайте со вниманием читать молитвы. Что касается внутреннего равновесия, то, наверное, приобретение его, дело не одного дня. И дать какой-то конкретный рецепт можно, наверное, только тогда, когда духовник хорошо знает характер, темперамент, а самое главное страсти, которыми одержим человек. Да и в этом случае четкого решения вопроса, как и во многих других духовных деланиях, найти не всегда просто.

Как горячка в теле, будучи сама по себе одна, имеет не одну, а многие причины своего воспаления: так и возгорение и движение гнева и прочих страстей наших происходит от многих и различных причин. Посему и нельзя назначить против них одно врачевство. А такой даю совет, чтобы каждый из негодующих старательно изыскивал приличное средство для своего врачевания. Первым делом в этом врачевании да будет познание причины болезни, чтобы, нашедши оную, получить и надлежащий пластырь для своей болезни от Промысла Божия и от духовных врачей. Хотящие войти с нами о Господе в предложенное духовное судилище, да войдут: и мы исследуем, хотя и не ясно, упомянутые страсти и их причины.
(Иоанн Лествичник СЛОВО 8. О безгневии и кротости. 1:29)

Видите, даже Иоанн Лествичник говорит о не совсем ясном исследовании этих страстей. Однако не отчаивайтесь, врачуйте свою немощь на исповеди, просите помощи у Бога, старайтесь сдерживать себя. Пытайтесь одерживать, с помощью Божьей, хотя бы маленькие победы над собой. Где-то стерпеть, где-то промолчать? Если не удалось сдержать свой темперамент, непреложно попросить прощения. Нужно научиться улавливать начало внутреннего брожения души и постараться начинать молиться и просить помощи Божьей прежде, чем буря страстей захлестнет душу. Конечно, сразу это не получиться, но упражняться в этом делании нужно непременно.

Может быть Богом попущена Ваша страсть для того, чтобы Вы закалились в борьбе. Иногда борьба с той или иной страстью является некоторым препятствием для укоренения в сердце человека других, более пагубных страстей. Главное выбрать для себя средний, посильный путь. Чрезмерное ?закручивание гаек? как раз более способствует их срыву. Нужно найти приемлемый именно для Вашей души путь поста, молитвы. Непременно следует оставлять душе некоторые безобидные утешения. Поспешность, с которой некоторые христиане бросаются искоренять свои страсти, нередко приводит к быстрому истощению душевных сил. Особенно это опасно для человека имеющего взрывной, неуравновешенный характер.

Быстрое движение жернова в одно мгновение может стереть и истребить больше душевной пшеницы и плода жизни, нежели медленное обращение другого в течении целого дня: посему мы и должны благоразумно внимать себе. Иногда пламя, вдруг раздуваемое сильным ветром, более нежели продолжительный огонь сожигает и истребляет душевную ниву. (Иоанн Лествичник СЛОВО 8. О безгневии и кротости. 1:9)
Боритесь и не отчаивайтесь. И помоги Вам Господь.