О приходе
Священство
Расписание богослужений
Реквизиты
Фотоальбом
Новости
Вопросы священнику
Архив ответов
На вопросы отвечает священник Владислав
Вопрос:

    Здравствуйте уважаемый батюшка!
    У меня очень серьезный вопрос.
    Дочке исполнилось 3 годика. Очень сообразительная девочка, высокая, "шкоды и проказы" вылезают изо всех щелей. Совершенно не злая, веселая, отлично говорит, всем на свете интересуется. В общем, нормальный ребенок.
    Вопрос в следующем - что в таком возрасте можно вообще рассказать ребенку о Боге, о том, что происходит в Церкви? На все и про все в жизни у нее вопрос "для чего?" и "Зачем и почему?" Конкретных вопросов про Церковь она мне еще не задавала, но близок час - придется отвечать, потому как она в церковь ходит.
    Понимаете, рассказывать что-либо про Церковь и ее смысл или традиции я боюсь в таком возрасте по следующим причинам:
    1. Ребенок мал, все время занят игрой и священные понятия и слова для него 100% станут такой же игрой со всякими перевертышами и экспериментами. А там и до кощунства в более старшем возрасте недалеко - типа игры "В литургию"
    2. Опять же - ребенок мал и не понимает, чего можно говорить в обществе, чего не стоит. Я опасаюсь, что вот станет она употреблять диковинные в нашем светском обществе, (садике) церковные слова, смысла которых совсем не понимает. И получится один конфуз.
    3. О Священном рассуждать надо осторожно или вообще не стоит, а ребенку только начни что-нибудь рассказывать - ну к примеру про Ангела-хранителя - она такого напридумывает, таких вопросов назадаёт, что опять одно смущение будет.
    В общем, запуталась совершенно. Не знаю, стоит ли сейчас начинать читать ей детские религиозные книги? Если не сейчас, то когда?
    Ответьте пожалуйста, поподробнее, поделитесь своим родительским опытом или другим удачным опытом.
    Если есть ссылки на статьи - буду очень благодарна. Я читала кое-что но не нашла ответа на такой конкретный вопрос.
    Помоги Вам Господи в Вашем нелегком труде!

    Екатерина
 
Ответ:

Здравствуйте Екатерина.
В педагогике есть два метода преподавания: поступательный ? когда следующий материал подается на основе уже усвоенного; и циклический ? когда каждый следующий курс повторяет уже пройденное, но на более глубоком уровне. На мой взгляд, мы должны давать своим детям некоторые богословские знания именно циклическим способом, рассказывая ребенку о Боге на том уровне, который он способен воспринять в этом возрасте. Приводить примеры доступные для понимания маленького человека.

Если же ребенок задает вопрос, это значит, что он его волнует и родитель просто обязан начать отвечать на него. Если вопрос достаточно сложный, и ответить на него простым, понятным языком трудно, то нужно попытаться объяснить суть вещей, не вдаваясь в глубокое философствование, и когда ребенок увидит, что для него этот вопрос сложен. Мягко отложить продолжение объяснений этого вопроса до времени. Чего нельзя делать, так это полностью отмахиваться от объяснений сложных вопросов, ссылаясь на возраст ребенка. Ребенок должен понимать, что родители знают ответ и готовы ответить, нужно лишь немного подрасти. Пусть у ребенка будет в душе некоторый богословский голод ? вопросы, на которые он будет пытаться найти ответ. Решение подобный вопросов и есть поиск Бога.

На мой взгляд, Вы сильно ошибаетесь, когда боитесь за то, что дочка будет что-то говорить о Боге в садике. Я с самых ранних лет подчеркивал своим детям то, что мы люди верующие, поэтому с нас спрос в несколько раз больше. Мы христиане, поэтому должны быть примером для всех окружающих. Дети должны гордится тем, что они ходят в храм, причащаются? Гордится тем, что в их семье не принято лгать, лениться и т.д. Гордость за свою веру, за свою семью, это не та гордость с которой нужно бороться. Эта гордость позволяет ребенку утверждать в себе правильные моральные и духовные основы.

Как-то в садик, в который ходил мой сын, пришел батюшка. Во время беседы с детьми встал вопрос об ангелах. Священник начал было рассказывать, но дети сказали, что об ангелах им Юра (мой сын) уже все рассказал. Конечно, маленький ребенок не смог передать своим товарищам всю полноту учения об ангелах, но это были доступные для детского понимания сведения. Ребенок должен знать и понимать, пусть на своем детском уровне, в чем смысл веры, основные понятия о Боге, ангелах, таинствах. Не беда, если в своих объяснениях ребенок где-то ошибется, и великие богословы нередко ошибаются, ошибки всегда можно поправить. Дети верующих родителей уже в самом юном возрасте должны быть проповедниками Христа, знать ее основы, учиться отстаивать свою веру, не стесняться называть себя христианином.

Вот чего нужно стараться всячески избегать, так это неблагоговейного отношения к церкви. Вы правильно заметили, что посещение храма может перейти у ребенка в игру. Здесь многое зависит от Вас. Мама несет послушание по воспитанию ребенка, а послушание, как Вы, наверное, знаете выше поста и молитвы. Поэтому, приходя в церковь с маленьким ребенком, мы, в первую очередь, обязаны следить за ним. Выбирать продолжительность времени, которое ребенок способен выдержать в храме спокойно, без беготни и криков. Пусть, для начала, это будет десять-пятнадцать минут. Постепенно время можно увеличить. При этом ребенок должен видеть, что мама сама с благоговением и сердечным трепетом входит в храм. Как я не раз уже отмечал, личный пример родителей есть лучшее назидание для детей.

Что касается священной литературы, то, на мой взгляд, в трехлетнем возрасте лучше взять красиво иллюстрированную детскую библию и, показывая картинки, самой рассказывать о библейских событиях. Причем, некоторые трудные для объяснения ребенку события можно опустить. Вернетесь к ним позже. Не нужно перегружать ребенка религиозными книгами, все должно быть в меру. Сказки, детские рассказы, хорошие мультфильмы, все это можно использовать для нравственного воспитания ребенка. Нередко верующие родители лишают ребенка сказок потому, что в них действуют волшебники, феи и т.п. персонажи. Родителям кажется, что все сказки бесовские и детям их читать нельзя. Но ребенок не может жить без тайны, без сказки. Использовать сказки в нравственном воспитании и можно, и нужно. Однако, ребенок должен четко отличать сказку от реальности, а верующий ребенок должен еще и отличать реальность мирскую и реальность духовную. К примеру, нужно дать понять ребенку, что волшебники в сказках могут летать, ведь это сказка, а святые могут ходить по воде, ведь это святые, и это реальность.

На эту тему нужно писать не короткий ответ, а целый трактат, но браться за такой труд, наверное, можно только тогда, когда у самого будут уже внуки. Тогда можно будет подвести некоторые итоги, увидеть какие-то ошибки.
Загляните в ответ ?1639 (вторая половина) и далее по ссылкам в этом ответе.
У нас продается книга благочинного нашего округа отца Илии Шугаева РАСТИМ СЫНА, РАСТИМ ДОЧЬ которую недавно выпустил издательский совет Русской Православной Церкви. Если удастся, попробуйте ее найти.
Простите что так долго заставил ждать ответ.

С уважением, Священник Владислав.