О приходе
Священство
Расписание богослужений
Реквизиты
Фотоальбом
Новости
Вопросы священнику
Архив ответов
На вопросы отвечает священник Владислав
Вопрос:

    Здравствуйте Батюшка!
    Вот опять необходима Ваша помощь моей грешной души.
    Благодаря Вашим наставлениям жизнь семейная стала намного лучше. Практически перестали ссорится по пустякам. Жена стала больше понимать меня, даже иногда вместе со мной молится. Но все-таки она очень недовольна тем, что наши супружеские (интимные) отношения изменились. Стали реже, не такими раскованными, я перестал делать первый шаг к этому, как будто мне этого не нужно, теперь я многое не позволяю, и вообще, как ей кажется "занимаюсь этим чтобы она от меня отстала".
    И честно говоря, то она права. Я больше не нахожу в этом проявления любви и источника наслаждения, скорее для меня интимные отношения стали долгом. И еще, у меня всегда во время интима возникает чувство греха. После этого я долго не могу молиться, так как чувствую себя грязным. Помогите мне пожалуйста разобраться в себе.

    И еще батюшка, вразумите меня по поводу воспитания ребенка.
    У меня сыну почти 4 года. Мы его стараемся воспитывать как равного себе, постоянно объясняем, что можно что нельзя, что хорошо, что плохо, и не позволяем себе кричать на него, а уж тем более бить. Мы видим результат такого воспитания, ребенок очень сообразительный, добрый, общительный. Мы нарадоваться не можем. Но бывает находит на него такое настроение, что просто за голову хватаемся, ну полная противоположность нашего сына. А тут мне как нож в спину. Дело в том, что у нас с ребенком есть обычай, перед тем как лечь спать помолиться, поблагодарить Господа за все что Он дал нам и попросить помощи. А вчера мне так спокойно, хладнокровно отвечает, когда я предложил помолиться "Ищи сам своего Бога" и отвернулся.
    Я пытался его пристыдить очень мягко, но он как-будто меня не слышал и уж прощение за сказанное просить отказался. Утром встал как ни в чем не бывало. Я с ним не разговариваю. А он удивленно не понимает или делает вид, это он умеет, хитрый. Посоветуйте, как в таких случаях подобает вести родителям, может не заострять на этом внимание, а когда у него будет хорошее настроение попытаться снова поговорить об этом.
    Да поможет Вам Господь.

    Антоний
 
Ответ:

Здравствуйте Антоний.
Рад, что мои скудные размышления доставили Вам пользу, я думаю причина скорее в некотором Вашем духовном возрастании. Но так или иначе, рад за Вас. Теперь к вопросу.

Первое что Вы должны понять в отношениях с женой, что греха в супружеском общении нет. Более того, это не просто супружеский долг, а если хотите, послушание, которое, как Вы наверное слышали, выше поста и молитвы.

Не буду вновь цитировать слова апостола Павла о том, что тело мужа, принадлежит жене, а тело жены мужу (1-е Коринфянам 7:2-5), Вы их также прекрасно знаете, скажу странную, на первый взгляд, вещь, даже плотское супружеское общение может служить духовному возрастанию человека. Это есть некоторое доброделание, которое сродни помощи немощному человеку. Как приложить компресс на голову больному горячкой человеку, так и угасить пламень плотских страстей своего супруга. Бесспорно, лучше бы нам было не болеть горячкою (разжением страстей), но не всегда это в наших силах.

В этом есть проявление любви. Доставлять любимому человеку радость и облегчение. Причем, радость, доставленная другому должна принести эту радость и мне самому. Пусть пока эта радость еще се совершенна (не духовна), но и этой радости мы не должны лишать своих близких, тем более, если считаем себя Выше их по духу:
Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать.
Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию.
(К Римлянам 15:1,2)
Со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира.
(К Ефесянам 4:2,3)

Ваша ошибка в том, что Вы немного не правильно читаете святых отцов. Когда монах пишет монаху: ?бегай мира?, бегай женщин?, жена ? есть огнь, нельзя находится соломе рядом с эти огнем?? и другие подобные наставления, то мы должны понимать, что эти слова направлены именно к монаху. Женатый человек не может бегать своей жены, как не может убежать своего тела. Если для монаха даже обычное общение с женщиной может привести к греху, то для женатого грехом будет отказ от супружеского общения. Хотя об этом я Вам уже писал в ответе ?1231

Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
(К Ефесянам 5:25)
Поэтому обязанность мужа, причем обязанность пред Богом, возлюбить свою жену так, чтобы быть готовым предать за нее даже свою жизнь, а может быть, по примеру апостола Павла, ?быть отлученным от Христа? ради спасения ее души (К Римлянам 9:3).

Если жена укоряет Вас в том, что не видит от Вас проявлений любви к ней, не видит нежности и ласки с вашей стороны, это свидетельствует не о Вашем высоком духовном уровне, а об обычном эгоизме, который был выращен на не правильном понимании духовной жизни.

Я Вам открою одну тайну, смысл которой Вы, наверное, поймете гораздо позже? На мой взгляд, Ваша жена, для Вас есть якорь, который удерживает Вас от того, чтобы Вас не унесло бурей псевдодуховных ?добродетелей?. Проще говоря, чтобы у Вас не снесло ?крышу?.

Эти же ошибки проявляются и в отношении сына. Иногда Господь через наших детей доносит до нас то, что в устах другого человека выглядело бы оскорблением. У Вас еще остались симптомы той болезни, про которую мы с Вами размышляли в вышеуказанном 1231 ответе. Я думаю, что слова сына были некоторым предупреждение от Бога. Иногда своим непомерным желанием привести детей к вере, мы только отвращаем их от Бога. То же, по началу, у Вас происходило и с женой, но в более тяжелой форме.

Мне иногда приходилось видеть, как православные родители, желая похвастать ?духовностью? своих детей заставляли их при гостях читать ?Отче наш? или иную молитву, или совсем еще маленьких детей понуждали вычитывать утренние и вечерние правила на церковно-славянском языке. Нередко встречался с тем, что детей жестоко наказывали за отказ идти в храм, а результат, полное отвержение веры уже в зрелом возрасте или формальное отношение ко всему, что связано с церковью.

Как не странно, нередко желание видеть своих детей в храме, имеет корни все в том же ?духовном? эгоизме. Таковой эгоизм не может смириться с тем, что ребенку не интересно и скучно на богослужении, что ему непонятно зачем молиться, что слова молитвы для него непонятны и бессмысленны. Все эти детские ?неинтересно и непонятно? вызывают у родителей раздражение и гнев. И вместо того чтобы с любовью, терпением и смирением наставлять своих детей, родители идут по пути наименьшего сопротивления, просто заставляют детей молиться, причащаться, ходить на службы и т.п.

? Отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем. (К Ефесянам 6:4) ? эти слова апостола касаются именно духовного воспитания.

Я не раз уже отмечал, что самое страшное в воспитании, это поверхностный религиозный опыт у детей. Нет ничего страшнее, когда ребенок рассуждает: ?если не пойду в церковь, опять отец орать будет, лучше схожу, чтобы отвязался?.

На мой взгляд, в религиозном воспитании лучше не досолить, чем пересолить? Возникшее в детстве отвращение к вере исправить гораздо сложнее, чем восполнить недостаток церковного общения. Часто наши прихожане говорили мне о том, что один, два похода с бабушкой в церковь, остались у них в памяти на всю жизнь. В то же время, уже взрослые дети некоторых священников, рассказывали, что мечтали о том, как бы быстрее вырасти, и уйти из дома, чтобы папа не заставлял ходить в храм.

Это совсем не значит, что ребенка не нужно воспитывать в вере, нужно, но молитвы, продолжительность и частота присутствия на богослужении, мера поста, и наказание за не исполнение этого, на мой взгляд, должны носить не карательный характер, а взывание к совести. Если же ребенка по этому поводу совесть не мучает, значит мы, родители, где-то ошиблись в своем воспитании. И нам остается только молиться, чтобы Господь простил нас и спас наших детей вопреки нашему нерадению в их духовном воспитании.

Что же касается общего воспитания, то 4-х летний ребенок не должен воспитываться как равный родителям. Да, на каком-то этапе жизни ребенок должен стать другом для родителей, но в раннем возрасте панибратство недопустимо. Я бы, при таком ответе сына, наказал бы его не за то, ЧТО он сказал (это не его слова, скорее всего, он услышал их от взрослых), а наказал за то, КАК он это сказал отцу, причем наказал бы достаточно сурово. Уважение, почтение, некоторый страх пред родителями, но вместе с тем и любовь к ним, залог правильного отношения не только к самим родителям, но и к окружающим, и к Богу.

Наверное нет ни одной семьи, где удалось бы воспитать детей без повышенного тона. Более того, библия учит нас не гнушаться и физическим наказанием:
Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его.
(Притчи 13:25)
Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его.
(Притчи 19:18)
Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет;
ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней.
(Притчи 23:13,14)
Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери.
(Притчи 29:15)
Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей.
(Притчи 29:17)

Маленькому ребенку, подчас трудно объяснить некоторые вредные вещи, он еще не способен понять многого. Строгий тон родителей, и доступное для его понимания объяснение, создает в душе ребенка правильное ощущение, формирует некий условный рефлекс на грех. Если же слова оказываются недейственными, и ребенок продолжает что либо делать назло или просто не обращает внимания на слова родителей, то после нескольких увещеваний должно последовать адекватное физическое или иное наказание. Ребенок должен четко понимать, что за любое непослушание, за любой осознанно соделанный грех последует наказание. Исключением может служить только искреннее раскаяние ребенка в содеянном.

Если Вы обратили внимание, таким образом мы уже начинаем учить ребенка духовной жизни, только на этом этапе родители для своего чада выступают и как судья, и как священник, и как духовный наставник. Поступая так, мы постепенно готовим ребенка к первой исповеди, формируем в его душе понятие о грехе, а родительское наказание есть прообраз неотвратимости суда Божьего, где придется держать ответ за все содеянное. Если детские прегрешения оставлять без внимания и наказания, ссылаясь на возраст:? мол вырастит, поймет?, то у ребенка может сложиться навык к тому, что ему все дозволенно, что все сходит с рук. Однако, некоторые шалости, присущие детскому возрасту, иногда можно оставить и без внимания.
То есть не все, что они делают, преследуйте с горечью.
Иное надо пропускать без внимания, чтобы не сделать их противоречивыми и не подвергнуть их унынию. Смотри, какая мудрость; как преклоняет он сердце родителей, и как влечет утробы их, говоря: дабы они не унывали. Ибо вся забота у отцов о том, чтобы дети не унывали.
(К Колоссянам 3:21 Феофилакт Болгарский)
Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали.
(К Колоссянам 3:21)

Напоследок позволю себе процитировать себя самого:
Мне кажется, что основой православного воспитания должна быть жизнь родителей, их нелицемерная любовь к Богу, друг к другу, любовь к детям. Исполнение родителями заповедей Божиих лучше любых слов заложит в ребенка основы православия. Главное не перегнуть палку, иногда чрезмерным стремлением заставить ребенка ходить в церковь, молиться, постится и т.п. мы воспитываем лишь формальное и исполнение обряда, забывая о тот, что самое важное научить ребенка любить Бога. ( ответ ? 165

Загляните еще в ответ 1253 и ссылки в нем, а также отклик в ответе ?1266
Простите что вновь разразился многословием.