О приходе
Священство
Расписание богослужений
Реквизиты
Фотоальбом
Новости
Вопросы священнику
Архив ответов
На вопросы отвечает священник Владислав
Вопрос:

    Отец Владислав, я не один раз прочла Ваши остальные слова и... Не знаю почему, но мне стало тяжело.
    Мне еще ни разу так четко и ясно не говорили о том, что мир христианина и мир безверующего несовместим. О других конфессиях не говорю, меня они не интересуют потому, что в силу своего рождения русской, в силу, скажем так, какого-то тяготения, я отношу себя к православию (хотя непонятно каким образом, т.к. невоцерковлена и не спешу)
    Я на границе между верой и безверием. Я хочу прикоснуться к миру христианскому, но мне дорог и этот мир. И дорог сам по себе, а не исключительно как место для подготовки к вечности. И вот от этого своего убеждения - что этот мир имеет для человека и какую-то самостоятельную ценность, я не хочу, не могу и, надеюсь, что не смогу отказаться. Во всяком случае очень хочу в этот верить.
    Мне кажется, что мир и все в нем понимают, что мы умрем. Как говорится: "есть только две вещи, в которых можно быть уверенным, в том, что ты родился и в том, что умрешь". Но, действительно, смерти боимся. Вера учит не бояться. Я понимаю слова, что смерть - благо (или мне кажется, что понимаю). Но не хочу принять их для себя.
    Если смерть -благо, то почему страдают люди, когда теряют близких? Страдают и верующие? В т.ч. и теряя тех, о ком почти с уверенностью можно говорить, что его душа спасется, младенцы, например? Ведь если следовать до конца этой логике то мать должна радоваться смерти своего ребенка в младенчестве ? он нагрешить еще не успел, почти наверняка спасется, а так еще неизвестно каким вырастет. Но не радуются же!
    На форуме о.Андрея Кураева есть фонд помощи. Люди помогают больным, стремятся спасти детей. Зачем тогда? Не хочется думать, что только для того, чтобы самим получить лишнюю галочку на том свете. И матери больных детей (и верующие и неверующие) делают ВСЁ ради того, чтобы их дети жили Здесь! Почему тогда люди так стремятся и сами уберечься и близких уберечь от смерти? Неужели только ради себя, по принципу: " мне будет без него плохо"?
    И почему " мир вас (христиан) ненавидит"? Совсем недавно я сама была абсолютно безразлична к вере, но никогда не испытывала неприязни к верующим. У меня, "погуляв" по православным сайтам и форумам создалось впечатление (может быть неверное), что наоборот, христиане ненавидят мир и тех, кто в нем.
    Вот, например, безверующие, как правило, не откажутся от своей любви из-за религиозных убеждений избранника. (Свой первый вопрос помню:-)), но и он возник лишь после того, как заинтересовалась верой. До этого бы и в голову не пришло) А вот верующие... Я неоднократно читала ответы священников на эту тему (о браке с иноверцами или безверующими) и суть ответа в основном :" не нужно". И в Социальной концепции РПЦ, если не ошибаюсь, тоже не рекомендуются браки с нехристианами.
    Или, допустим, семья, один из супругов верующий, другой нет. Возьмем вариант, что оба очень любят семью, детей, друг друга. Но для одного -безверующего, семья на первом месте, для другого -верующего -нет.
    Я привела, возможно, нелепые примеры, но мне кажется, что они как раз показывают, что не мир не любит христиан, а христиане не любят ЭТОТ мир. Вера учит любить всех. Я недавно прочла ответ священника на вопрос на эту тему. Смысл ответа таков - наиболее высокой является христианская любовь ко всем людям и именно к такой любви нужно стремиться. И что не должно быть у настоящего христианина бОльшей любви к кому-либо конкретному. Но это же нереально? Может быть святые могут любить всех одинаково.. Конечно можно сказать, что нужно к этому стремиться. Но к чему это приведет, если, вдруг, достигнем? Тогда рухнет вся система брака. Зачем мне будет нужен муж, дети, если я всех буду любить одинаково. И последний бомж будет мне так же дорог как и мои близкие...

    Отец Владислав, извините, что так много написала и, может быть, совсем не по делу... Мне действительно стало очень тяжело от Ваших слов...
    Простите меня пожалуйста.

    С уважением - Анна.
 
Ответ:

Здравствуйте Анна.
То что, душа не осталась равнодушной, это хорошо, даже тяжесть души не всегда проявление негатива. Поиск сокровища, нередко связан со страданиями и лишениями, без внутренней борьбы спасение неосуществимо.

Смерть, как я уже не раз отмечал, тайна, а тайну понять не всегда возможно. Кроме всего прочего, есть простые человеческие чувства. Почему, например, плачут близкие, расставаясь на долгое время? Потому что любят друг друга, скучают друг по другу, беспокоятся друг за друга. Хотя вроде никто не умер, а слезы сами наворачиваются на глаза. Даже если понимать, что смерть это лишь временная разлука, но и временная разлука для любящего сердца есть печаль.

Любовь христианская и любовь мирская не противоречат, а дополняют друг друга. Человеческая любовь была не чужда и Христу, вспомните, евангелист Иоанн Богослов, несколько раз подчеркивает, что Христос, по своей человеческой любви, выделят его из среды апостолов (Иоан.13:23 Иоан.19:26 Иоан.21:20 ) Другой пример, Христос, зная что воскресит Лазаря, но видя страдания Марии, воскорбел духом и опечалился (От Иоанна гл.11). Чувства человека, есть проявление человечности. Человек, не реагирующий на свое или чужое горе, становится бесчувственной болванкой. Не случайно мы в вечерних молитвах просим Бога избавить нас от окамененнаго нечувствия (молитва 7-я).

Но есть высшая Любовь, которая, как я уже отмечал, не противоречит любви мирской, она просто выше ее. Вспомните хотя бы подвиг мч. Софии. Мать сумела воспитать в своих дочерях Вере, Надежде и Любви такую веру и любовь к Богу, что эти, совсем еще юные девочки, не отреклись от Господа даже перед угрозой пыток и смерти. Неужели Вы думаете, что София не любила своих дочерей!? Неужели не разрывалось ее сердце, когда она смотрела на страдания чад своих!? Но понимание смерти, вера в Бога, и ХРИСТИАНСКАЯ ЛЮБОВЬ, оказались выше любви человеческой. Смерть мч. Софии (София умерла на могиле своих дочерей), свидетельствует о великой скорби матери, но Любовь для нее стала выше скорби, выше любви мирской.

Проявление же милосердия есть основа Христианской жизни. Вы просто не поняли одной простой вещи, человек называющий себя христианином, должен стремиться исполнять заповедь Любви, которая включает в себя все добродетели мира, во всех их полноте. В том числе любовь к мужу, детям, к родителям. Христианин призван не отказываться от своего избранника, детей или родителей, а любить их. Он призван отказаться от себя, от своих земных благ, ради блага ближнего, и в этом есть проявление Любви. Лишь тогда он должен оставаться тверд, когда ради земного ему предлагают отречься от Христа. К примеру, нужно понимать, что не всегда запрет супруга ходить в храм, есть склонение к отречению от Христа. Этого и не понимают некоторые начинающие христианки, принимая попытку мужа вернуть жену в семью, за гонение и призыв к отречению от Бога.

Мир ненавидит не самих христиан, а христианское учение которое они проповедуют. Причем, ненависть эта не всегда открытая, эта ненависть чаще проявляется в самой жизни. Заповеди Божии дают четкое понимание хорошего и плохого, но согласитесь, если та или иная заповедь меня не устраивает, то очень трудно смирить свою гордыню и сказать, что я не прав. Гораздо удобнее найти оправдание себе, да, заповеди сами по себе хороши, но вот с этой я не согласен. Прелюбодей, не согласен с заповедью не прелюбодействуй, вор не согласен с заповедью не воруй, тот, кто оставил своих родителей без попечения ищет себе оправдания и пытается не замечать заповедь ? чти отца? Эти заповеди мешают им жить в свое удовольствие. Если мир не трогать, то он спокойно взирает на христианство, даже соглашается с ним, но как только проповедь затрагивает их интересы, обнажает корень греха, будоражит совесть, тогда становится ненавистной. На эту тему я рассуждал в ответе ?1282

Я как-то отмечал, что не каждый православный форум, есть отражение учения Церкви. И не каждое мнение священника (в том числе и мое), есть венец истины. Иногда от священника такое услышишь, что хоть стой, хоть падай.

Браки с нехристианами не рекомендуют (подчеркиваю не запрещают, а не рекомендуют) вступать не потому, что не любят иноверцев, а просто предостерегают христиан от трудностей, которые могут возникнуть в семье из-за разного понимания смысла жизни. Посмотрите хотя бы на нашем сайте, сколько вопросов и проблем в связи с этим. Приходится вразумлять христиан, что вы сделали свой выбор, поэтому нужно терпеть, смиряться, проявлять любовь. Но ведь беда в том, что все мы хотим спасти свою душу легко и весело, а поучения о том, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деяния 14:22), как будто не для нас.

Апостол Павел предупреждает, что любой брак связан с трудностями и плотскими скорбями (1-е Коринфянам 7:28), поэтому, желающему идти по пути спасения, апостол советует и вовсе не жениться и не выходить замуж. Однако тут же предупреждает, что не все это могут вместить. (1-е Коринфянам гл.7) Зная все это, зная немощи человека, и из любви к своей пастве, священники и рекомендуют хорошо подумать, прежде чем вступить в брак с иноверцем.

Человек любит искать оправдание себе, винит в своих бедах, родителей, сослуживцев, правительство и т.д. Придя в Церковь с теми же страстями, человек начинает обвинять в своих бедах мир. Бог призывает любить всех, даже врагов, а если христианин кого-то ненавидит, это его грех, его беда, но не учение Церкви.

Вы смотрите на Церковь снаружи, поэтому и не можете многого понять. По законам аэродинамики майский жук летать не должен, но летает же, и неплохо. Так и в Церкви, по законам логики кажется, что христианство соткано из противоречий, но когда воочию увидишь все домостроение Божие, только восхищаешься его мудрым устроением. Но для этого нужно переступить порог Церковный и постараться увидеть МИР БОЖИЙ во всей его полноте. Без этого понять (поять? вкусить, попробовать) и осмыслить все это невозможно. Когда свершится истинное, духовное воцерковление, все кажущиеся противоречия рассеются в прах.
Помоги Вам Господь.

С уважением, Священник Владислав.

Можно заглянуть еще в ответ 1269 , там, на ряду с прочим, о первых шагах воцерковления.