О приходе
Священство
Расписание богослужений
Реквизиты
Фотоальбом
Новости
Вопросы священнику
Архив ответов
На вопросы отвечает священник Владислав
Вопрос:

    День добрый! У меня сразу два вопроса.
    1. В Евангелие Христос говорит о том, что не следует никого называть "отцом", ибо "один Отец у нас". Почему же вас, священников, принято именовать отцами?
    2. В религиозной литературе мы часто читаем, что "блажен, кто верует", "блаженны слышащие слово Божие" и т.д. А что означает в данном контексте само слово "блажен"?
    Спасибо за ответы.

    Игорь Григорьев
 
Ответ:

Здравствуйте Игорь .
Слово ?Отец? в данном контексте означает Творец, Создатель, тот, Кто породил мир. Сам Христос всего несколько раз обращаясь к Богу называет его Отцом, причем делает это в только в кругу учеников, в кругу тех кто начинал прозревать и понимать существо происходящего. Поэтому и предупреждает учеников, что ни кто из людей не может назвать себя ?Отцом? и ?Учителем? в полном смысле этого слова, так как один у нас Отец и Учитель ─ БОГ.

Отношения, которые сложились в Православной церкви межу пастырями и паствой, носят характер сыновней, семейной любви, основанной на духовном единстве и воспитании в вере. Духовный наставник почитается как отец, посеявший Евангельское семя в душе человека, положивший начало к рождению в Жизнь Вечную. Такое же отношение и пастыря к духовным чадам.

Духовное родство мы видим с первых веков Христианства. В посланиях апостолов, Павел обращается к коринфянам как отец и наставник:

Коринфяне! Мы вам говорили открыто обо всем. Мы проявляли к вам чистосердечную любовь.
Мы так любим вас, но вы не проявляете ответной любви к нам.
Я обращаюсь к вам, как к детям, так откройте же и вы в ответ свои сердца!

15 Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.
16 Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.
17 Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви.

(1Кор.4:15-17)

С такой же любовью и духовным отцовством обращается ап. Павел к Тимофею:
Павел, апостол Христа Иисуса, по велению Бога, нашего Спасителя, и Иисуса Христа ─ нашей надежды.
Моему родному сыну в вере Тимофею.
Благодать, милость, мир тебе от Бога Отца и Господа нашего Христа Иисуса.
(1Тим.1:1-3)

Такое же духовное отцовство мы видим у Павла к Онисиму (Флм.1:9-12), а у Петра к Марку (1Пет.5:13,14).

На второй вопрос достаточно полно отвечает Библейский словарь Брокгауза.
Блаженный [евр. ашре; греч. макариос, букв. "счастливый"].

I: 1) это слово употребляется в Библии по отношению к человеку, которого ждет блаженство на земле или в грядущем веке. ?

2) в ВЗ считается счастливым тот человек, которого Господь благословил полнотой жизни, земными благами (Иов 29:11 и след.; Пс 126:3-5), а главное ─ радостью непосредственного общения с Богом. Поэтому благочестивый человек, послушный Закону Божию, признается в особой степени блаженным (Пс 1; 40; 118; 127). Блаженными именуются и все, уповающие на Бога (Пс 2:12; 32:12; 39:5; 83:6,13; 111:1; Притч 16:20; Ис 30:18). Поскольку Бог проявляет милость и долготерпение к Своему народу (Пс 31:1 и след.; 32:12; 64:5; 143:15), то этот народ блажен (ср. также Пс 83:6 и след.; 88:16; 145:5). Блажен и тот, кого Бог наказывает (Иов 5:17 и след.; Пс 93:12), потому что посредством такого наказания человек выводится на путь спасения;

3) в НЗ спасение и блаженство неразрывно связаны с Царством Божиим, путь в которое открывается верой в жертву Иисуса Христа и исполнением Его учения (Лк 14:15; Откр 19:9). След., блажен тот, кто принимает Иисуса и Его слово (Мф 16:17; 24:46; Лк 1:45; 11:28; Откр 1:3), кто верит в Него (Ин 20:29) и не соблазнится о Нем (Мф 11:6). Особенно призваны радоваться Царству Божию нищие духом, плачущие, кроткие, алчущие и жаждущие правды, милостивые, чистые сердцем, миротворцы и изгнанные за правду (Мф 5:3 и след.; ср. Лк 6:20 и след.); очи и уши видящих и слышащих Иисуса названы блаженными (Мф 13:16; Лк 10:23). Ср. также - Заповеди блаженства.

II. Блаженный = "спасенный" от глаголов, означающих "спасать", - евр. йаша, греч. содзеин:
1) в ВЗ встречаются пророчества, с особой ясностью указывающие на грядущего "раба Божия", Мессию и Спасителя: Ис 42:1-4; 49:6; 53:5, Который призван принести спасение и блаженство всему человечеству;

2) в НЗ "спасение" и "избавление" часто связаны с освобождением от болезни, смерти, одержимости и проч.; но наряду с этим в Евангелиях, а особенно в Деяниях и в посланиях, главное основание блаженства - это спасительный подвиг Иисуса Христа, избавление от власти греха и смерти, избавление от вечного осуждения и дарование вечного спасения и ─ жизни (1Фес 4:17; 1Пет 1:4; Откр 21; 22);

3) спасение и блаженство даруются верующему Богом через Иисуса Христа (Мф 18:11; Лк 19:10; 1Кор 1:21; 2Тим 1:9). При этом люди, как посланники Божьи, могут быть посредниками Божественного спасения (Рим 11:14; 1Кор 9:22; Иак 5:20; ср. 1Кор 7:16), но только следуя вере и спасительному учению (Иак 1:21), человек может достичь спасения и стать блаженным (спасенным). В выражениях "стать блаженным", "быть спасенным", "достичь спасения", "дать спасти себя" слово "блаженный" относится исключительно к людям, принимающим Голгофскую жертву и следующим учению Иисуса Христа. Они оказываются спасенными от порчи преходящего "мира сего" и осознают себя вступающими в "грядущий век" - в новую эпоху спасения, начавшуюся с явления Иисуса Христа. "Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него" (Ин 3:17). "Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых [=блаженных] - сила Божия" (1Кор 1:18). -> Спасение -> Искупление -> Прощение. (Библейский словарь Брокгауза.)

С уважением, священник Владислав.