О приходе
Священство
Расписание богослужений
Реквизиты
Фотоальбом
Новости
Вопросы священнику
Архив ответов
На вопросы отвечает священник Владислав
Вопрос:

    Здравствуйте О. Владислав,
    Прочитала в искусствоведческом журнале, что знаменитая икона Рублева ?Спас? и некоторые другие древние иконы были обнаружена учеными среди поленьев в дровяном сарае куда их отнесли ?за ненадобностью? священнослужители. Печальная судьба постигла и многие другие творения Рублева. Например московский и владимирский иконостасы ?за ненадобностью? были вывезены из этих городов в деревни где большинство икон было утрачено. Поэтому до нашего времени дошло очень мало икон Рублева. Однако, пострадали не только иконы Рублева, но и многие другие древние иконы. По приказу архиереев их выносили из храмов, часовен, отнимали у простых людей. Кое-где устраивали даже костры из старинных икон. О таких фактах кощунства пишут не только историки, но беллетристы (Лесков ?Запечатленный ангел). А вот цитата из книги священника Д. Островского где он рассказывает о уничтожении древних икон в 1856 году в одной из часовен Карельского края: ?Около 3000 рукописей было сожжено на площадке перед часовней. Масса исковерканных икон подверглась той же участи. Драгоценные каменья и богатые ризы тщательно сдирались?. Примечательно, что такая политика проводилась по благословению церковных властей. Так в 1722 году Синод постановил отбирать все иконы почитаемые чудотворными и помещать их в хранилища кафедральных соборов. Другой указ Синода от 1758 года благословил отбирать в храмах ?неискусно написанные? т. е. старинные иконы и ставить на их место новые ?искусно написанные?. Еще один указ Синода запрещал лить медные иконы которые как известно делались по древним образцам. И таких церковных постановлений можно найти десятки. Чем объяснить такое иконоборчество церковных пастырей? И кто поступал лучше - церковные пастыри которые уничтожали древние иконы или большевики которые уничтожали новые иконы, а древние собирали в музеи?

    Ольга
 
Ответ:

Здравствуйте Ольга.

Если внимательно посмотреть на историю, то можно будет заметить, что наша Православная Церковь всегда использовала новые, практичные достижения человечества, но при этом бережно относилась ко всему старому и проверенному. Когда основным строительным материалом было дерево, храмы строили из дерева, когда деревянные храмы ветшали, то их разбирали, и на их месте строили каменные, деревянную кровлю меняли на железную, потому что железная удобней и практичней. Тоже происходило и с внутренним убранством храмов. Постепенно меняли на новые старые, изношенные облачения, покрова и другую утварь. То же касалось и икон.

В Церковных канонах есть прямое указание на то, что нельзя молиться перед иконой утратившей свой образ, т.е. если краска с иконы осыпалась или икона потемнела так, что невозможно понять, что на иконе изображено. Такие иконы предписывалось или обновлять, или писать на старой доске новую икону, если же и доска была ветхой, то икону, утратившую свой образ, изымали из храма и, во избежании использования ее в каких либо других целях (поругания), сжигали. Пепел от иконы надлежало высыпать в специально отведенный для этого колодец или в проточную воду (в реку). Православных часто обвиняют в том, что, молясь пред иконой, мы поклоняемся доскам, Церковь же вышеуказанным правилом отвергает это обвинение, объясняя своим чадам правильное понимание иконопочитания, мы поклоняемся не доске, а обращаемся в молитвах к первообразу.

Наверное, на это и было направлено и изъятие из храмов чудотворных икон. Таким, странным на первый взгляд, образом приходилось спасать христиан от идолопоклонства. Даже сейчас, в век всеобщей грамотности мы часто сталкиваемся с неправильным отношением к чудотворным иконам, а тем более в те времена, когда язычество и христианство переплетались в умах полуграмотных крестьян. Люди, не имея правильного понятия о православии, шли на поклонение к чудотворным иконам как к идолам, приносящим счастье и благополучие. Чудеса, происходящие по молитвам через святые иконы, зачастую заслоняли для неграмотных крестьян Бога.

Церковь живет не прошлым, а настоящим, причем свято соблюдая каноны. Для христианина икона? окно в мир духовный, а не предмет искусства. Если из дома снимают окно и относят его на склад, где оно благополучно лежит сотни лет, оценят ли жильцы дома, которых лишили этого окна, такую заботу? Может быть, потомки будут рады поглазеть на окно, которое вырвали из дома их прапрабабушки, но нужно помнить о том, что все это время жильцам приходилось жить без окон. Или вставлять вместо добротных окон неискусно сделанные.

?Неискусно написанными иконами? считались такие иконы, которые были написаны с нарушением канонов, или из-за неопытности иконописца икона не соответствовала первообразу, возраст иконы при этом не имел никакого значения. Именно такие иконы и надлежало убирать из храмов, менять на добротные, соответствующие иконографии образы.

Не могу ничего сказать про литые иконы, но многие из них тоже были не столь искусны, может быть, указ касался именно их.

Предметы становятся музейными раритетами не тогда, когда ими пользуются, а спустя много много лет, может быть обычная чашка, которой вы сейчас пользуетесь, через сотню другую лет станет ужасно редким музейным экземпляром, но сегодня вы спокойно отнесете ее в сарай, потому что у нее отбилась ручка.

Икона для христианина святыня, не смотря на ее возраст и вид, бумажная ли она, или одета в золотую ризу, но иконой (образом), она считается только до тех пор, пока этот образ не утрачен. С утратой образа исчезает и икона. Большой грех, когда иконы находятся в пренебрежении, но, наверное, не меньший грех, когда на икону смотрят как на картину украшенною золотом и каменьями.

Нужно быть благодарным всем тем, кто реставрирует и сохраняет для нас предметы старины. Но попробуйте ответить на вопрос, кому понравится, когда ворвутся в его дом, уничтожат все то, что дорого сердцу хозяина, но не имеет большой ценности, а все то, что собиралось и сохранялось долгие годы, поставят в музей или, что еще хуже, просто разворуют?
С уважением,

священник Владислав.