О приходе
Священство
Расписание богослужений
Реквизиты
Фотоальбом
Новости
Вопросы священнику
Архив ответов
На вопросы отвечает священник Владислав
Вопрос:

    Здравствуйте, я недавно столкнулся с свидетелями иегова. Меня ни чего из их рассказов не убедило, но одной заповедью они очень умело пользуются, по-моему восьмая: не сотвори себе кумира, и ни какого изображения того кто на небе, на земле и под землей. Особенно вторую часть они переплетают с иконами, мол здесь сказано никакого изображения , значит никакого. Может вы как ни будь это прокомментируете.

    Владимир
 
Ответ:

Здравствуйте Владимир.
Действительно, заповедь не сотвори себе кумира, запрещает делать изваяния и изображения и поклоняться этим изображениям и изваяниям как Богу. Заметим, что во времена Моисея мир был языческим и, практически все народы земли поклонялись идолам. Т. е. служили статуе или изображению как богу, против такого поклонения и направлена заповедь. Другими словами можно сказать так, не почитай на земле, в воде, под землей ни чего равным Богу, ни изображения, ни изваяния, не какого другого вещества (творения).

Бога ни кто ни когда не видел, поэтому изображение Бога Отца запрещено и в Православной церкви, однако Христос реальный человек, а, следовательно, и изображение Христа возможно. Икону в церкви часто именуют образом, например, образ Спасителя, образ Божией Матери, т.е. молясь перед иконой, поклонение оказывается не самой доске, а тому, кто изображен на иконе.

?Это же подтвердил Большой Московский Собор, собравшийся в 1666-1667 гг. В 43 главе деяний этого Собора, которая так и называется "О иконописцах и Саваофе", было дано вполне четкое постановление: "отныне Господа Саваофа образ не писать в нелепых к неприличных видениях, ибо никто Саваофа не видел во плоти, а только по воплощении. Только Христос виден был во плоти, как и живописуется, то есть изображается по плоти, а не по Божеству, подобно и Пресвятая Богородица и прочие святые Божии..." Даже конкретно по отношению к композиции "Отечество" Собор высказывался с большой категоричностью: "Господа Саваофа (сиречь Отца) брадою седа и единородного Сына во чреве Его писать на иконах и голубь между Ними, зело нелепо и неприлично есть, ибо кто видел Отца по Божеству... и Св. Дух не есть существом голубь, но существом Бог есть, а Бога никогда никто не видел, как и свидетельствует Иоанн Богослов Евангелист, только на Иордане при святом крещении Христово явился Св. Дух в виде голубя, и того ради на том месте и следует изображать Св. Духа в виде голубя. А на ином месте, имея разум, не изображать Св. Духа в виде голубя...". Все эти аргументы касаются не только композиции "Новозаветная Троица", но и всех остальных случаев, когда в тех или иных сюжетах ("Символ веры", "Страшный Суд", "Шестоднев" и проч.) изображают Саваофа в виде старца и подразумевают под этим изображением Первое Лицо Троицы - Бога Отца. Собор, также ссылаясь на св. отцов, подчеркивал, что имя "Саваоф", что значит "Бог сил" или "Бог воинств", относится ко всей Троице, а не к одному какому-то лицу (ипостаси). Так же и все пророческие видения, на которые ссылаются защитники изображений Бога Отца, св. отцами толкуются как видения Бога без различия лиц, ибо ипостасное различение в Боге возможно только после воплощения. Например, св. Кирилл Александрийский так пишет об этом: "Что значит "достиг Ветхого денми" - пространственно ли? Это было бы невежество, потому что Божество не в пространстве, а все исполняет. Что же значит "достиг Ветхого денми"? Это значит, что Сын достиг славы Отца" (Дан. 7.13)."
( по книге И Языкова Богословие иконы)

В Евангелии мы несколько раз встречаем, как Христос подавал благодать свою по средствам вещества, например: Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, (От Иоанна 9:6). Господь мог бы исцелить слепого и одним словом, но иногда человеку необходимо и чувственное восприятие, икона служит для нас окном в мир духовный, и через это окно господь изливает на нас свою Божественною благодать.

Когда мы смотрим на фотографию друга, то невольно вспоминаем о нем, когда мы взираем на икону, то это помогает нам сосредоточиться на образе того, к кому мы обращаемся с молитвой.

И последнее, иеговисты в своих книгах часто изображают Христа, апостолов, причем каждый из нас понимает, кто перед нами Христос или кто-то другой. Если бы Церковь не сохранила образ Христа и святых на иконах, то противникам икон некого было бы изображать в своих книгах.

Священник Владислав.