О приходе
Новости
Расписание богослужений
Реквизиты
История
Жития Святых
Фотоальбом
Вопросы священнику
Архив ответов
Иконописная школа
На вопросы отвечает священник Виталий
Вопрос:


    Добрый вечер, батюшка!
    Читая Ваши ответы, не раз встречал такую мысль, что Г-дь судит сердце человека. А как же дела? Я согласен, что многие действия совершаются, чтобы удовлетворить тщеславие или другие страсти.
    И вот вопрос мой состоит в следующем: сердце мое не чисто. Я знаю, что существует заповедь не прелюбодействуй, но душа моя просто желает нарушения этой заповеди. И еще хуже то, что я бываю просто переполнен тошным чувством превосходства, что я такой правильный и осуждением других людей, которые нарушают эту заповедь. А тут еще оказывается, что я больший грешник, чем другие прелюбодеи, потому что и сердце мое темное и в осуждение впал. Какой здесь может быть выход? Может быть дать волю своему естеству и "пойти по стопам сердца своего"? Вдруг так я быстрее пойму свое заблуждение и раскаюсь? Но сейчас никак не получается, сколько не говори себе, что это плохо.
    И второй вопрос: где-то я читал, что Апостол Павел, обращаясь к людям, говорил (за достоверность не ручаюсь): "не обольщайтесь, что не согрешили, раз не видите на себе никакого греха. Если вы никого не убили, но прелюбодеи, то виновны так же, как и убийцы". Так что же получается, исходя из этого наставления? Значит, если муж разводится со своей женой, чтобы жениться на другой женщине (короче он прелюбодей), то ему проще "грохнуть" свою бывшую жену, чтобы не делить с ней имущество. Разумеется, это нужно сделать так, чтобы органы правопорядка не подкопались.

    Константин
 
Ответ:


Здравствуйте, Константин.

Постараюсь сформулировать ваш вопрос так, как я его понял. Прелюбодеи реально согрешают блудом и не осуждают себе подобных. А вы согрешаете блудом в сердце своем и при этом осуждаете реальных прелюбодеев. В результате у них один грех, а у вас два. Вы не можете приказать своему сердцу: не прелюбодействуй и не осуждай ? оно вас не слушается. Значит надо, ? решили вы, ? реально начать блудить, чтобы познать на деле всю мерзость блуда и каяться уже ?со знанием дела?. А заодно можно избавиться и от греха осуждения. Стыдно-де осуждать, когда у самого рыльце в пуху.

Начнем с того, что осуждение ? от гордости и тщеславия, но эти страсти присущи человеку независимо от того, какими именно грехами он более согрешает и какие именно добродетели он имеет. Не надо думать, что если вы согрешите блудом, то перестанете осуждать. Самый последний уголовник, который согрешил всеми мыслимыми и немыслимыми грехами, может высокомерно презирать все остальное человечество как отбросы, не стоящие его мизинца. Поэтому надо так: осуждение отдельно, а блуд отдельно.

Теперь блуд. Церковные Правила различают грех мысленный или сердечный от греха на самом деле. За прелюбодейные помыслы вам духовник может назначить епитимью каких-нибудь 40 поклонов и тут же отправить причащаться. А за реальный блуд или прелюбодеяние следуют епитимьи, которые отлучают грешника от причастия на несколько лет. Сейчас на практике эти правила во всей полноте не применяются, но никакой духовник не допустит до причастия прелюбодея в тот же день. Какой-то срок ему все же придется подождать, исполняя наложенную епитимью. Церковные Правила дают нам понять, какую глубокую рану наносит грех прелюбодеяния душе и телу грешника, и сколько потребуется времени и сил, чтобы залечить ее.

Если бы во время оно Ева выслушала предложение змия познать добро и зло, вкусив плод с Древа Познания (даже мысленно представила, как это будет хорошо), но все-таки на деле устояла, мы с вами сейчас были бы в раю вместе со всем счастливым человечеством.

Пока любой нормальный человек находится в детородном возрасте, можно сказать с точностью до 100%, ему не удастся победить блудные помыслы и ?разжение плоти любогреховное?. Можно бороться с большим или меньшим успехом, но умертвить в этом возрасте страсть блуда невозможно. Известно только одно исключение ? Пречистая Дева Богородица. Поэтому надо воспринимать плотскую брань как форс-мажорные обстоятельства: принимать экстренные меры, ликвидировать последствия, но устранить сами обстоятельства мы не можем. Этого от нас Господь и не требует. Он хочет, чтобы в борьбе со страстью блуда мы приобрели навыки воина ? научились хранить зрение, бороться со своей плотью, обуздывать плотские желания; научились терпению, сдержанности в общении с противоположным полом; отказались от тучной, сладкой, острой пищи; мягкой постели и длительного сна; от праздных разговоров и развлечений, пьянства, сквернословия и прочих греховных привычек. Как ни странно, ничто не дает такой мотивации к борьбе с вышеперечисленными грехами как нападение блудной страсти. Если, конечно, человек хочет спасти свою душу и имеет хоть каплю страха Божия. Понятно, что у нас не хватит сил наступать по всему фронту, но мы, с Божией помощью, можем и сейчас оказать греху достойное сопротивление, а на отдельных участках даже одерживать небольшие тактические победы.

Переходим ко второму вопросу. Осмелюсь посоветовать вам: пока вы не найдет в Библии точную цитату, не перечитаете ее раз десять ? до тех пор не стройте на своих смутных воспоминаниях никаких умозаключений и теорий. А еще лучше ? почитайте толкование Святых Отцов на избранное вами место Священного Писания. Таким образом вы сможете избежать серьезных заблуждений.

Слова, которые вы приписываете апостолу Павлу, на самом деле принадлежат апостолу Иакову, и речь там идет о другом: ?Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона? (Иак 2:10-11). Апостол пишет о том, что нарушение одной какой-нибудь заповеди есть нарушение всего Закона Любви, в котором и малая фальшь разрушает всю божественную гармонию. Если к исполнению заповеди примешается тщеславие, лицемерие, корысть или еще какой-то из тайных грехов, он способен разрушить все здание добродетели. Христиане должны по возможности соблюдать заповеди Закона Божия во всей его духовной полноте, а не довольствоваться малым. Нельзя успокаивать себя тем, что я, мол, хоть и прелюбодей, но зато никого не убил, или наоборот ? я хоть и убийца, но зато жене не изменяю. Чтобы стать преступником и попасть в тюрьму, человеку совсем не обязательно нарушать все статьи Уголовного Кодекса, достаточно нарушить какую-нибудь одну. Судья не будет снисходить к преступнику за то, что он только убил, а мог бы еще ограбить, изнасиловать, поджечь дом, однако этого великодушно не сделал. И одного преступления может хватить для пожизненного заключения.

Вы, кажется, хотели сказать в вашем толковании: раз человек согрешил прелюбодеянием и нарушил Закон, теперь на него повесят всех собак ? и убийство, и грабеж, и неуплату алиментов? ?Если семь бед, один ответ, тогда, ? думает прелюбодей, ? я уж погуляю напоследок, помирать так с музыкой! Чего там у вас еще нельзя? ? мне теперь все можно!?.

У вас слишком творческий подход к толкованию Священного Писания. Так можно додуматься Бог знает до чего.