О приходе
Новости
Расписание богослужений
Реквизиты
История
Жития Святых
Фотоальбом
Вопросы священнику
Архив ответов
Иконописная школа
На вопросы отвечает священник Виталий
Вопрос:


    Доброго Вам времени суток, отец Виталий!
    Пишет Вам Оксана, мне 23 года, я была крещена в возрасте 7 лет.
    Дело в том, до недавнего времени верила только в силу научного знания, считала, что религия (какая бы ни была) ? это способ манипулирования мировоззрением и поведением людей, а любое манипулирование накидывает пелену на человеческие глаза.
    Но несколько месяцев назад такое однобокое понимание православной религии резко перевернулось: я стала смотреть канал ?Спас-ТВ? и через некоторое время поняла, что православная вера это как бы культура в культуре, и она была создана ДЛЯ людей, чтобы направить людей на путь истинный, и ни в коей мере не имеет никаких меркантильных интересов. Простите меня ради Бога, о. Виталий, за столь дерзкие слова?
    Просто я ? как солома на ветру: куда ветер подует, туда и гнусь. Во мне нет внутреннего стрежня, и я пытаюсь как-то найти хотя бы вовне. Мне сначала показалось, что я нашла ?маяк? в своей жизни, который бы освещал мне путь спасения, но теперь понимаю, что двери Храма для меня закрыты.
    Я считаю, что человек живет в этом мире, чтоб изменить этот мир к лучшему, творя добро и помогая другим, а не для того, чтоб до конца своих дней страдать, смиряться со страданием и нести свой крест.
    Еще я никак не могу принять для себя Смирение и поэтому, полностью принять истинность Православной религии. Есть ситуации, которые человек не может изменить, это м.б. смерть, получение увечья, потеря денег через банк и прочее, но есть ситуации, которые он может изменить! ? например, если не платят на работе, ее можно сменить, если не получается зачать ребенка обычным путем, на помощь может прийти экстракорпоральное оплодотворение? ну почему нет? Почему надо смиряться? Почему человек должен плыть по течению?
    И еще мне не очень понятно такое явление, как послушание. Священник, старец ? простые люди, хотя и посвятившие всю жизнь служению Богу. Они, как люди, могут ошибаться и давать неверные наставления, которые для каждого конкретного человека могут быть во вред? И меня еще тут смущает такой момент: а не скидывает ли послушник ответственность за свою жизнь и свои действия на духовника?
    Помогите, пожалуйста, разобраться, буду очень ждать Вашего ответа.

    Оксана
 
Ответ:


Здравствуйте, Оксана.

Вы пишете: ?Я считаю, что человек живет в этом мире, чтоб изменить этот мир к лучшему, творя добро и помогая другим, а не для того, чтоб до конца своих дней страдать, смиряться со страданием и нести свой крест?.

Вы предполагаете, что Церковь считает страдание если не целью, то необходимым средством для достижения каких-то загадочных, непонятных целей. Но так может учить только какая-нибудь изуверская секта. Целью христианства является счастье, по-славянски блаженство, и в жизни земной (насколько это достижимо), и в жизни вечной (абсолютное), а отнюдь не страдание. Другое дело, что страданий в этом мире нам не избежать, и надо научиться переносить их с пользой для своей души, а не нанося ей вред ропотом, отчаянием, завистью к тем, кто не страдает, и злостью на них. Согласитесь, что гораздо легче переносить душевные и телесные страдания, особенно в безвыходных ситуациях (смертельная опасность или неизлечимая болезнь), если есть вера в Промысл Божий и надежда на жизнь вечную. Что, например, может предложить атеист человеку, умирающему от рака? Какие его слова и аргументы могут ободрить и утешить страдальца: ?Потерпи, осталось немного, скоро тебя не будет, и страданиям конец?? ? Хорошенькое утешение! В любом случае умирающему придется терпеть страдания, и никакие ?изменения мира к лучшему? не избавят его от смерти. Приведу к слову цитату из замечательной книги христианского писателя Клайва Льюиса ?Страдание?: ?Я не так глуп, чтобы учить других терпению и силе, и мне нечего предложить читателю, кроме убежденности в том, что если страдание неизбежно ? капля мужества поможет больше, чем реки знаний, капля жалости ? больше, чем реки мужества, а любовь Господня ? больше всего?. (Мне не нравится перевод в этой ссылке, может, найдете другой).

Позволю себе заметить, что ?изменение мира к лучшему? ? это химера! Историки давно обратили внимание, что когда развитие какой-либо культуры и цивилизации доходило до своего пика, это совпадало с падением нравов и, как следствие, рушились и цивилизация и культура. Думаю, что до уровня жизни и культуры дореволюционной России нам еще далеко ? и за что, спрашивается, боролись, и что за 100 лет у нас изменилось к лучшему? Вот и сегодня в век нанотехнологий мы наблюдаем во всем мире неслыханный разгул разврата и насилия. О современной культуре и говорить нечего. Единственный способ улучшить мир ? это вера в Бога и соблюдение Его заповедей как можно большим числом людей. Если люди не верят в Бога, они в принципе не могут ?изменить мир к лучшему, творя добро и помогая другим?. Поскольку понятия о добре и добрых делах у людей верующих и неверующих разные, нередко диаметрально противоположные.

Вот что, например, творится в одной из самых ?улучшенных? и цивилизованных стран мира ? Великобритании. Рок-звезда сэр Элтон Джон не так давно ?женился? на канадском кинорежиссере Дэвиде Фернише. Бывший британский премьер Тони Блэр усердно лоббировал принятие закона, дозволяющего однополые браки, благодаря чему этот брак стал возможен. Бывший президент США Билл Клинтон записал специальное видеообращение, которое было продемонстрировано на предсвадебном ?девичнике?. Клинтон от души поздравил музыканта с предстоящей свадьбой, пожелал всего наилучшего и отдал должное заслугам Элтона Джона: ?Если бы в мире было больше таких людей, как Элтон, то жить в нем было бы значительно лучше?. На свадьбу были приглашены премьер Тони Блэр, Билл и Хилари Клинтон, принц Чарльз с супругой и много других знаменитостей, всего 700 человек. Элтон попросил гостей не делать подарков, а лучше внести пожертвования в его фонд борьбы со СПИДом. Весьма примечательно, что официальным шафером на ?бракосочетании?, которое проходило в городской ратуше Виндзора, был, кто бы вы думали, Артур ? любимый спаниель Элтона! В знак солидарности с молодоженами в тот же день зарегистрировали однополые ?браки? еще 600 пар верноподданных британской короны.

Очевидно, Элтон Джон и его единомышленники уверены, что они ?изменяют мир к лучшему, творя добро и помогая другим? ? борются, например, со СПИДом. Однако не стоит забывать, что СПИД появился впервые в среде гомосексуалистов, и они до сих пор остаются самой многочисленной группой риска. Так что Элтон Джон и компания сами себе помогают, сами себя лечат, а не ?людям творят добро?, о котором трубят на весь мир. И таких элтонов джонов и ?улучшенных? ими стран с каждым годом становится все больше.

О смирении. Надо сказать, что у вас почти правильное, христианское понятие о смирении: что можешь изменить к лучшему ? измени, а перед тем, что изменить не в твоих силах ? смирись и терпи.

О послушании. И здесь у вас тоже почти правильное понятие. Все люди могут ошибаться, даже святые ошибаются. Нельзя из христианина делать зомби, каждый человек имеет свободную волю и разум, от которых не должен отказываться. В церковной и светской литературе нередко описываются педагогические приемы старцев, воспитывающих в своих учениках добродетели смирения и послушания. Эти картины, когда ученик, например, за послушание сажает рассаду вверх корнями, ярко запечатлеваются в памяти нецерковных людей, как примеры издевательства над здравым смыслом, своего рода ?дедовщина?.

Однако тут есть одно ?но? ? ученики ДОБРОВОЛЬНО предают себя в руки опытного наставника, чтобы научиться тому, чему когда-то научился сам старец. Здесь нет и тени понуждения или насилия. Чтобы научиться любому ремеслу ? столярному или слесарному ученик на какое-то время выполняет все, что ему приказывает наставник. Чем меньше он будет спорить и препираться, чем больше у него будет доверия к наставнику, тем скорее и лучше он освоит ремесло. И в духовной жизни точно так: христиане сами выбирают наставников и сами определяют степень послушания наставнику. Никакой адекватный священник не будет брать на себя ответственность тотального руководства во всех областях и мелочах жизни духовного чада. Бывают, конечно, случаи, когда по молодости и неопытности некоторые священники начинают ?старчествовать?, но эта практика решительно осуждается священноначалием, и нередко таким ?младостарцам? вообще запрещают духовно окормлять прихожан, пока гордыня не выветрится.

В монастыре послушание особого рода и довольно строгое, но разве в армии или милиции, или в спецназе, по сути, не то же самое? А на любом серьезном предприятии, или в администрации, или в нормальной семье, да куда ни посмотри ? везде есть субординация и дисциплина, а значит и послушание. Где нет послушания ? там нет порядка, там все разваливается. Так что же в послушании плохого?