О приходе
Новости
Расписание богослужений
Реквизиты
История
Жития Святых
Фотоальбом
Вопросы священнику
Архив ответов
Иконописная школа
На вопросы отвечает священник Виталий
Вопрос:


    С постом Вас, батюшка! Благословите!
    Немного о себе? Мне 33 года, православная христианка с 1995 года. Хочу попросить Вашего разъяснения вот по такому вопросу: мой друг (новоначальный православный христианин, 40 лет) имеет интерес к коллекционированию различных видов монет. Я считаю, что это его увлечение относится к греху. Потому что, если бы ему предложили продать его коллекцию или отказаться от следующего приобретения монет, он бы не согласился. "А зачем?" - спрашивает он. Конечно, в это увлечение свое он вкладывает деньги, иногда немалые, но пока его коллекция не так дорога в денежном эквиваленте (только из-за того, что у него самого доход небольшой). Но он не видит в этом ничего греховного. Когда я его спросила: для чего нужно ему это собирательство, какую пользу оно приносит? Его ответ был: "Ради интереса, чтобы знать, у кого какие монеты. Мне это интересно... Для того чтобы знать. Почему в школах учат географию, зачем мне нужно знать, что на планете есть четыре океана? Какую пользу мне это принесет? За то не пью..." Мы прочитали с ним про грех мшелоимства. Но в разъяснении больше написано о корыстолюбии, о собирательстве ненужных вещей, о монахах... Но мой друг считает, что это ему нужно. Только зачем, объяснить не может, как только интересом (я считаю нездоровым). В общем, вопрос:
    1) считается ли грехом коллекционирование монет (или другого чего-нибудь)? И что можно сказать по этому поводу в доказательство греховности (если это так) моему другу (ведь он не видит в этом ничего плохого, а, следовательно, и не исповедует этот грех)?
    2) И еще вот такой вопрос уже на другую тему: боярыня Морозова вроде бы пострадала за веру и приняла, в общем-то, мученическую смерть (она умерла от голода через полтора месяца в яме, в которую ее сбросили за то, что она была против нововведений патриарха Никона в отношении веры православной - раскольничества). Но если сейчас мне бы сказали, о каких-то нововведениях в нашу православную веру, причем круто меняющих устоявшиеся веками принципы веры, я бы тоже смутилась, насторожилась и т.п. И почему боярыня Морозова не мученица, как пострадавшая за веру православную? Она ведь и смерть приняла уже будучи монахиней.
    Или я многого не понимаю и не знаю (согласна, знаний мне не достает)? Простите меня, батюшка, за невежество в некоторых вопросах и за то, что, может быть, я Вас чем-то смутила!
    Спаси Вас Господи!
    Буду ждать ответа.

    раба Божия Вероника
 
Ответ:


Здравствуйте, Вероника. Бог вас благословит.

Мне кажется, что вы излишне активно озаботились чужими проблемами, с каким-то комсомольским задором хотите ?взять на буксир?, перевоспитать, наставить на путь истинный. Возможно, вы и к себе также требовательны (хотя это под вопросом), но все-таки надо быть более чуткой, деликатной и снисходительной к немощам ближнего. Вы пишете, что ваш друг новоначальный христианин, значит нельзя отнимать у него сразу все его привычки и маленькие мирские радости. Когда человек духовно вырастет, детские игрушки перестанут его забавлять. Процесс духовного созревания должен быть органичным, естественным.

Не знаю, насколько серьезно и глубоко ваш друг занимается нумизматикой, но что касается самой нумизматики ? это, между прочим, наука. И не менее важная, чем любая другая наука ? физика, химия или, например, палеонтология. Все эти науки помогают нам, образно говоря, читать книгу творения природы и истории человечества.

Огромное значение играет нумизматика и в таких дисциплинах как библейская археология и церковная история. Вот один яркий пример. Во время исследования Туринской плащаницы, ? а многие ученые сомневались поначалу в ее подлинности, ? при помощи компьютера было смоделировано трехмерное изображение тела Христа. При этом обнаружили, что на глазах Его лежали две монетки. Обратились к нумизматам, и те определили, что эти монетки чеканились в Палестине при Понтии Пилате, они так и назывались ?лепта Пилата?. Однако радость этого открытия омрачилась следующим фактом: в надписи была допущена ошибка. Ученые, считавшие плащаницу подделкой, вновь подняли головы. Результаты исследования были опубликованы в научных журналах. И вот чудо: четыре нумизмата, живущие в разных концах земного шара, прислали фотографии монет из своих коллекций. Оказывается, в их коллекциях хранились лепты Пилата с точно такой же ошибкой. Тираж этих монет после обнаружения ошибки был изъят Пилатом из обращения, но некоторые монеты все же успели разойтись, этим объясняется их редкость. Вот так нумизматика, наряду с другими науками, послужила Христу, послужила утверждению евангельской истины, поскольку Туринскую плащаницу называют пятым Евангелием.

2) Святые Отцы писали, что грех ереси и раскола не смывается даже мученической кровью. Поэтому страдальческая кончина боярыни Морозовой без покаяния и примирения с Церковью не может искупить грех раскола, тем более не может служить основанием для ее канонизации. Даже если согласиться со старообрядцами, что они были во всем правы, а патриарх Никон кругом не прав, и тогда с точки зрения Церковных Канонов старообрядцы не имели оснований для отложения от патриарха и церковного раскола. То, что они ставили в вину ?никонианам? и называли ересями, на самом деле относилось к обрядовой, а не догматической стороне церковной жизни. Даже если ?никоновские справы? только ухудшили церковные тексты, а не уточнили и не исправили ? и это не основание для раскола, хотя вопрос спорный, не однозначный. Русская Православная Церковь пыталась уврачевать раскол в 1971 году, сняв все клятвы со старообрядцев и признав старые обряды равно спасительными. Однако ответных шагов не последовало.