О приходе
Новости
Расписание богослужений
Реквизиты
История
Жития Святых
Фотоальбом
Вопросы священнику
Архив ответов
Иконописная школа
На вопросы отвечает священник Виталий
Вопрос:


    Здравствуйте, батюшка.
    Извините за беспокойство, в архиве не нашла чего-то похожего на свой вопрос. Мне бы очень помогло ваше личное мнение. Дело в том, что с ношением крестика (крестилась я уже взрослой, как и все из нашего "коммунистического" поколения), да и вообще чего-либо на шее у меня проблема, чувство стеснения появляется, это же касается и браслетов, серег, колец, косметики, из-за чего я всё это и не могу использовать (работая в медицине, я не раз замечала подобное у женщин со слегка повышенной функцией щитовидной железы, но для серьезного диагноза и назначения лечения не достает нужных изменений в анализах, поэтому помощи ожидать не приходится). Учитывая, что по своему характеру я почти постоянно вспоминаю о том, что символизирует крестик, и совесть мучает после любой нехорошей мысли, и такое впечатление, что напоминания обо всем этом внутри как каленым железом выжжены (может, слишком сильно сказано, но интенсивность похожа) ? и захочешь, а не сможешь забыть, ? можно ли в подобной ситуации обойтись без ношения крестика?
    И в отношении поста ? все лето организм не просит серьезной пищи, поэтому фактически выходит настоящий долгий пост, но зимой холодно от овощей и каши на воде, чувствуешь, что не обойтись без некоторых продуктов. Сына я всегда кормила без ограничений, видя как отражались они на росте и здоровье других городских детей. При этом и я, и мой муж питаемся просто, помалу, не пьем и не курим (нет нужды), не стремимся к бесполезным развлечениям, и сама еда в нашей семье занимает положенное ей скромное место.
    В связи с этим мой вопрос ? встречались ли вам люди, сумевшие сочетать сильную веру с более свободным подходом к "продуктовой" части поста, или из опыта многих стала явной невозможность этого?
    Прошу простить за длину вопроса и заранее благодарю Вас за Ваше внимание.

    С уважением, Ирина
 
Ответ:


Здравствуйте, Ирина.

Не раз на нашем сайте священники отвечали на подобные вопросы, однако их задают снова и снова. Попробую еще раз сказать все, что я думаю и, по возможности, не голословно.

О ношении нательного креста. Хоть вы и понимаете, что символизирует крестик, и совесть мучает, и жжет ?каленым железом?, тем не менее, вам очень хотелось бы услышать ответ положительный, мол, не можешь ? и не носи, это-де не главное!

Однако, судя по древней и классической русской литературе, памятникам археологии, а так же другим историческим источникам, русские люди во все века с нательным крестом не расставались ни на минуту, относились к нему благоговейно и трепетно, он занимал исключительно важное место в жизни христианина. Снять крест ? означало отречься от веры. ?Креста на тебе нет!? ? говорили о тех, кто забывал заповеди Божии, не имел христианской любви к ближним.

Любой Крест (материальный, или с верою изображенный рукою) ? это, прежде всего, символ, но вместе с тем изображению Креста сопутствует реальная божественная энергия, способная противостоять действию темных сил. Об этом свидетельствуют бесчисленные факты, описанные в житиях святых и подвижников благочестия, иконография и гимнография, и вообще весь 2000-летний опыт Церкви.

В христианстве существуют такие понятия: ?взять Крест?, ?нести Крест?, или просто ? ?мой Крест?. Под этим понимают смиренное принятие христианином всех посылаемых ему в жизни искушений, скорбей и болезней. Христос прямо сказал: ?кто не берет Креста своего и следует за Мной, тот не достоин Меня? (Мф 10:38).

Нательный крест ? это символ нашей принадлежности Христианской Церкви, символ принятия жизненного Креста, который возлагает на нас Христос, символ наследования через крестоношение жизни вечной! Слишком много значит для христианина его нательный крест, чтобы из-за каких-то пустяковых неудобств (чешется, колется, неприятно) отказаться от ношения креста. Если христианин не может ради Христа потерпеть такой малости, о каком смиренном несении тяжелого жизненного Креста может идти речь?

Почитайте житие прп. Иринарха Ростовского, после смерти которого осталось 142 ?тельных? креста ?по полугривенке весом? (гривна ? около 200 грамм), семь наплечных вериг, цепь в 20 сажен, которую он носил на шее, железные ножные путы, восемнадцать ручных оков, ?связни?, которые он носил на поясе, весом в пуд, и железная палка, которой он избивал свое тело и прогонял бесов. В этих ?трудах?, как называл их старец, он прожил 38 лет.

Читайте жития и многих других праведников, мучеников, исповедников, преподобных, для которых слово (понятие) ?комфорт? был синонимом слова ?искушение?. Так прп. Серафим Саровский, кроме огромного медного креста на груди, носил еще за спиной камень в котомке, чтобы, по его словам, ?томить томящего мя? (т.е. диавола).

Или почитайте о подвиге воина Евгения Родионова, которому отрезали голову за то, что он отказался снять крест и принять ислам.

В конце концов, можно носить маленький детский крестик, который вообще ничего не весит, на тонкой ниточке. Человек ко всему привыкает, даже к кандалам, тем более вы привыкнете к ниточке на шее. А щитовидка здесь не причем, мало ли за 2000 лет было в Церкви людей с больной щитовидкой, которым и в голову не приходило по этой причине снимать с себя крест.

Конечно, были времена, когда носить крест было опасно, за это можно было лишиться работы или нажить гораздо больших неприятностей. Но и тогда христиане старались как-то выйти из положения: зашивали крестики в одежду, прикрепляли с изнанки, рисовали в потайных местах, словом, что-то придумывали ? голь на выдумки хитра.

Был такой случай. У одного мальчика, воспитанного матерью в христианской вере, отец-атеист увидел крестик на шее и со злобой сорвал его. Мальчик сказал отцу: ?А у меня еще есть?. Отец совсем разозлился: ?Где еще, где?? Мальчик показал на сердце: ?Вот здесь!? ? И вы, конечно, можете сказать: у меня крест в сердце, но это только слова, это делами доказать надо ? ?вера без дел мертва есть?. А пока этих дел не видно.

Второй ваш вопрос подобен первому. Вам хотелось бы спасаться, ни в чем себе не отказывая. Быть глубоковерующим и высокодуховным человеком, не соблюдая постов, не беря на себя никаких христианских подвигов. Но в таком случае вам более подошел бы протестантизм или современный католицизм. В западном христианстве понятие подвига практически исчезло. Протестанты считают себя уже спасенными, а католикам ?спасаться? стало легко и удобно. Коротенькое собрание или получасовая месса в воскресенье ? вот что максимум требуется от благочестивого западного христианина. О всенощных бдениях, о многодневных постах, о среде и пятнице, о говении (особой подготовке к причастию) там давно забыли. Там христиане живут полноценной, полнокровной мiрской жизнью. И вы ни за что, если только не спросите прямо, не отгадаете ни по внешнему виду, ни по образу жизни, ни по разговору, ни по обстановке в доме, ? ни по каким признакам, кто из них христианин, а кто нет.

Настоящий христианин не может и не должен комфортно вписываться в мiр:

?Если мiр вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мiра, то мiр любил бы свое; а как вы не от мiра, но Я избрал вас от мiра, потому ненавидит вас мiр. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня? (Ин 15:18-21).

?Не дивитесь, братия мои, если мiр ненавидит вас? (1Ин 3:13).

?Не любите мiра, ни того, что в мiре: кто любит мiр, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мiре: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мiра сего? (1 Ин 2:15-16).

?Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их. Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их? (Лк 6:22-26) и т.д.

Если в Евангелии конкретно не оговаривается продолжительность и время постов, это восполняют церковные Правила. Они же определяют наказания за нарушения постов:

?Никто да не укоряет нас за соблюдение среды и пятка, в которые благословно заповедано нам поститься, по Преданию. В среду, по причине составленного иудеями совета о предании Господа, а в пяток потому, что Он пострадал за нас. Воскресный же день проводим как день радости, ради Воскресшего в оный день. В сей день и колени преклонять мы не прияли? (15 правило свт. Петра Александрийского).

?Если кто, ? епископ, пресвитер, диакон, иподиакон, чтец или певец, ? не постится во святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен? (69 правило св. Апостолов).

?Если кто из подвижников без телесной нужды, кичась, разрешает посты, преданные к общему соблюдению и хранимые Церковью, пребывая, притом, в полном разуме, да будет под клятвой? (19 правило Гангрского собора) и т.д. и т.п.

В заключение скажу, что мне встречались люди крепкой веры и высокой духовности, которые относились более свободно, точнее рассудительно, к ?продуктовому? посту, но они были преклонного возраста или слабого здоровья. Их телесные немощи восполняли недостаток строгости поста. Вообще в понятие поста входят не только телесные и развлекательные ограничения, не только духовные упражнения, но и послушание Церкви. Верные чада не могут позволить себе поститься или не поститься, когда им вздумается, они будут благоразумно соблюдать те сроки и строгость постов, которые установлены Церковью. Если здоровье или духовная немощь не позволяют придерживаться уставного поста, можно благословиться у своего духовника или приходского священника на его послабление. Но совсем отменять посты мы не вправе (см. выше).