О приходе
Новости
Расписание богослужений
Реквизиты
История
Жития Святых
Фотоальбом
Вопросы священнику
Архив ответов
Иконописная школа
На вопросы отвечает священник Виталий
Вопрос:


    Батюшка, разъясните, пожалуйста!
    Почему дана такая свобода бесам ? находиться, где пожелают, уязвлять людские души, даже смеяться над грехами людей? Это им радость. А что же место их постоянного обитания ? ад, они посещают редко? Когда же они плачут? Всё ?общаются? с людьми ?в свое удовольствие?? Создается впечатление, что они не терпят особых мук, существуя так. Господь наказал падших ангелов, они стали бесами, и ведут себя, как им вздумается, по попущению Божию людям? Людские же души, за грехи помещенные во ад, испытывают муки, скорбь, и им не дано такого права, как бесам, жить и обитать даже и на земле?

    Владимир
 
Ответ:


Разделяю, Владимир, ваше праведное негодование по поводу возмутительного поведения бесов в человеческом обществе. В Древней Руси особо почитали мученика Никиту, который, согласно его апокрифическому житию, в буквальном смысле высек искушавшего беса: ?и простре руку свою, и наступи на шею его и, снем оковы, яже бяху на ноге его, и бьюше дьявола оковами?. Сохранилось множество крестов и нательных иконок с изображением этого сюжета. У наших благочестивых предков, по-видимому, так же чесались руки разобраться с этой беспокойной публикой своими народными средствами.

Мне рассказывали, как одна женщина, которой бесы являлись средь бела дня и дразнили ее, схватила веник и начала гонять их по квартире. Я не уверен в психическом здоровье этой женщины, еще более сомневаюсь в ее святости, поэтому живо представляю, какую потеху она устроила бесам. Разве беса веником испугаешь? Так бы все изгоняли бесов вениками!

На свои вопросы: почему бесы так бесчинствуют, почему не сидят в аду по месту жительства и не плачут ? вы сами ответили словами: ?по попущению Божию?. Так Богу было угодно терпеть до времени их козни роду человеческому, чтобы воспитать искусных воинов-христиан, способных не только противостоять, но и побеждать ?духов злобы поднебесных?. Какой воин станет более искусным: тот, что сражался на передовой или тот, что в тылу отсиделся? Вопрос риторический.

Касательно душ людских, вы слишком упрощенно, поземному понимаете неудобозримые тайны потустороннего мира. Тема вечных мук и состояния душ за пределами земной жизни мало разработана в Церкви. Существуют различные мнения на этот счет даже среди Святых Отцов, не говоря уже об ученых богословах. Господь не случайно скрыл от нас подробности этой темы, поскольку объяснять инобытие через бытие, т.е. через слова и понятия этого мира значило бы не разъяснять вопрос, а еще более сбивать вопрошающего с толку. Как слепому от рождения вы объясните, чем отличается красный цвет от зеленого? или глухому ? хотя бы основы нотной грамоты? Тем не менее, учение Церкви различает состояние душ умерших людей в промежуток времени от частного суда и до воскресения мертвых (это еще в полном смысле не рай и не ад), а также участь праведников, грешников, и бесов после Суда Страшного. Если эта тема вас очень интересует, то почитайте ?Точное изложение православной веры? прп. Иоанна Дамаскина, или соответствующий раздел в ?Догматическом богословии? митр. Макария (Булгакова).