О приходе
Новости
Расписание богослужений
Реквизиты
История
Жития Святых
Фотоальбом
Вопросы священнику
Архив ответов
Иконописная школа
На вопросы отвечает священник Виталий
Вопрос:


    Благословите, батюшка.
    Можно ли, читая утренние молитвы, добавлять имена? Например, ?Спаси, Господи, и помилуй (имярек) ихже аз безумием моим соблазних??, или ? ?(имярек) отступившего от православной веры и погибельными ересьми ослепленного?? В каких-то молитвах есть слово в скобках (имена их), в других ? нет. Но я помню, Вы как-то говорили, что молитвы должны читаться даже женщиной в мужском роде, не изменяя их. А можно ли добавлять имена?
    Спаси Господи.

    Елена
 
Ответ:


Бог благословит!

В наше время можно было бы компетентным филологам и лингвистам, например, в Издательском отделе Московской Патриархии, перевести молитвы для прочтения их в женском роде, но, согласитесь, странно бы звучали молитвы, носящие имена свтт. Иоанна Златоуста или Василия Великого, в женском роде? Церковь сочла за лучшее сохранить молитвы святых в первозданном виде. Тем более что две тысячи лет этот вопрос не поднимался, все святые и благочестивые жены молились как положено, не задумываясь о грамматике.

Келейное правило монахов и мирян не регламентировано Уставом Церкви. Утренние и вечерние молитвы в том виде и составе, в каком мы их читаем в наших молитвословах, имеют достаточно позднее происхождение. Это не значит, что ими можно пренебрегать, однако следует отличать их от богослужебных текстов, например, полунощницы, часов, обедницы и т.д. Келейные молитвы можно и даже нужно приспосабливать к обстоятельствам нашей личной жизни. Мы не можем на все случаи подобрать конкретные слова из Псалтири или молитвослова (надо их прежде хорошо знать), следовательно, там, где кончаются наши знания церковных молитв, там открывается поприще для нашего молитвенного творчества.

Тем не менее следует отличать протестантскую замену молитв Святых Отцов на собственное словоблудие от смиренной попытки кроме положенных по чину молитв добавить от себя несколько слов благодарности и прошения о своих конкретных проблемах и нуждах. Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал в своих дневниках, что подобный ?детский лепет? приятен Богу, поскольку всегда исходит от сердца.

Это не противоречит поучениям свт. Игнатия (Брянчанинова) об исключительной важности молитвы словами Святых Отцов. Святитель предупреждает о таящейся прелести в молитвах собственного сочинения, однако молитвы церковные не исключают личного общения человека с Богом во всякое время и на всяком месте. Иногда для такого общения нет под рукой молитвослова, да и запаса церковных слов, все происходит стремительно и неожиданно. И, как правило, молитвы в сложных ситуациях (обстояниях) бывают самыми горячими и быстро доходящими до Бога.

А говорю я все это к тому, что ?правило должно быть для человека, а не человек для правила?. Если коррективы помогают вам более осмысленно и прочувствованно читать домашние молитвы, то вносите их по мере необходимости. Но делайте это бережно, стараясь не нарушить духа и красоты молитвы.