О приходе
Новости
Расписание богослужений
Реквизиты
История
Жития Святых
Фотоальбом
Вопросы священнику
Архив ответов
Иконописная школа
На вопросы отвечает священник Виталий
Вопрос:


    Сноха умерла 29 ноября в субботу. Нам сказали, что поминки 9 дней лучше сделать в субботу 6 декабря, а 40 дней ? 4 января.
    Правильно ли это?

    Лидия
 
Ответ:


Сложно давать советы людям нецерковным, как надо по-церковному поступить в той или иной ситуации. Сложность усугубляется тем, что с этим советом должна согласиться вся корпорация родных и близких, среди которых есть люди самых разных взглядов от суеверно-православных до атеистических. Люди нецерковные под поминовением в 9-й и 40-й день понимают застолье, на котором нельзя ?чокаться?, а перед портретом усопшего стоит рюмка с водкой и кусочком хлеба.

Собраться всем родным в церкви, заказать литургию или панихиду, отслужить панихиду или литию на могилке ? этого никому в голову не приходит. Для этого нужно заранее узнать порядок совершения богослужений и треб в конкретном храме, договориться со священником. Все это кажется маловажным или вообще не нужным. Иное дело застолье: кутья, кисель, блины и, конечно, водка (куда без неё) ? все в традиции. Через каждые пять минут: ?Помянем! Пусть земля ему (ей) будет пухом. Не чокаться??. Это кульминация поминовения, произносится сакральная формула данного ?священнодействия?. Так и напрашивается ответ: ?Аминь?.

Однако данные ?священнодействия? не имеют ничего общего с церковной традицией. Главное для души умершего ? это молитва и особенно поминовение на литургии. Если в 9-й или 40-й день в ближайших к вам храмах нет службы, тогда надо, как я уже говорил, заранее договориться со священником, чтобы он отслужил панихиду в храме или на могилке. Если и это не складывается, тогда надо просто зайти в храм, поставить свечи на ?канун? и помолиться своими словами, как умеете. Вот это и называется поминовением, которое почти всегда можно и нужно совершить в положенный день. А застолье ? это не главное, его можно передвинуть в зависимости от церковного календаря и жизненных обстоятельств.

По церковной традиции отсчет дней поминовения ведется со дня кончины, т.е. день смерти ? это 1-й день, даже если смерть наступила в 23-59. Следующий день ? это уже 2-й. Таким образом, девятый день со дня смерти вашей снохи приходится на воскресенье 7 декабря. Это очень удобно, в воскресенье служат во всех храмах, есть возможность заказать литургию или панихиду. Удобно и относительно поминальной трапезы, чего не скажешь про субботу 6 декабря. В начале моего ответа я уже писал о том, что трудно объяснять церковную позицию людям нецерковным ? у нас разная шкала ценностей. Вечер субботы в православном календаре ? это уже воскресенье, совершается праздничное всенощное бдение, это праздник равный двунадесятым праздникам, таким как Рождество или Благовещение. У церковных людей не может быть других планов на субботний вечер кроме посещения храма. В мiру все наоборот ? субботний вечер самое удобное время для всевозможных гуляний (завтра выходной), а в воскресенье до обеда можно отсыпаться. Как раз в то время, когда все православные находятся в храмах. Короче, полная противофаза.

Теперь о 40-м дне, тут еще интереснее. 40-й день со дня кончины вашей снохи выпадает на 7-е января ? Рождество Христово. В этот день не совершается никаких заупокойных служб и даже треб, все переносится на другие дни. 6-е января ? сочельник, положен строгий пост, не разрешается вкушение даже постного масла, о поминках не может быть и речи, однако можно подать заупокойную записку на литургию. Это надо сделать обязательно. Рождество празднуется 3 дня, в эти дни тоже поминать не желательно. 10 января ? суббота, в этот день вполне уместно подать записки ?об упокоении? на литургию (если она есть) и заказать панихиду. А собственно поминки 40-го дня ?достойно и праведно? совершить 11 января в воскресенье. Вот такая картина вырисовывается с точки зрения церковного календаря и церковных традиций.

По поводу пожелания ?земля ему пухом?, хотелось бы заметить, что православные люди желают усопшим Царства Небесного, поскольку душа их, следовательно, их личность, их ?я?, находится вне тела. То, что было сотворено из земли (неодушевленной материи) возвращается в землю, а то, что вдохнул Господь ? душу живую, принадлежит миру духовному, принадлежит вечности. Поэтому отождествлять с усопшим неодушевленную материю, считать, что есть будто бы разница для усопшего, какая земля над его бренным телом, плотная или рыхлая, это все пережитки языческих верований. А православные пожелания усопшим находятся в текстах заупокойных церковных служб, это и Царство Небесное, и вечная память, и вечный покой, и т.д.