О приходе
Новости
Расписание богослужений
Реквизиты
История
Жития Святых
Фотоальбом
Вопросы священнику
Архив ответов
Иконописная школа
На вопросы отвечает священник Виталий Шумилов
Март 2006 г.
 
Вопрос: 1808


    Здравствуйте, батюшка.
    Меня интересует есть ли в городе Орландо (штат Флорида, США) православная церковь? Если она не относится к РПЦ, то можно ли её посещать? Я собираюсь поехать туда на работу (по студенческой программе), без церкви будет тяжело, но поехать очень хочется (вы, наверно, понимаете юношеский максимализм), что посоветуете? Конкретной информации по Интернету я не смогла найти.
    Простите, спасибо.

    Анна
 
Ответ...>
 
Вопрос: 1807


    Здравствуйте.
    Хотелось бы узнать о вашем отношении к альпинизму. Я не альпинист, но мне очень нравятся горы. Покоряет их красота и непокоренность мiру, суете. Человек острее ощущает на себе необходимость взаимовыручки, любви к ближнему и зависимость от Бога. Или я преувеличиваю? Я не имела в виду альпинистов, которые во что бы то не стало, ради своего тщеславия, стараются покорить непокоренные вершины и быть "впереди планеты всей".

    Ольга
 
Ответ...>
 
Вопрос: 1799


    Дорогой о Господе батюшка, благословите на благие дела!
    Объясните, пожалуйста, с точки зрения Православия, о парадоксальной гимнастике Стрельниковой, о её школе "здоровья"? Честно говоря, я не доверяю ей, какое-то внутреннее чутьё говорит, что это не православное. Дело в том, что некоторые из нашего прихода едут лечиться в эту так называемую школу "Надежда", а объяснить им об этом "лечении" у меня не хватает аргументов. Прошу Вашей помощи, помогите! Спаси Вас Бог!

    С искренним уважением и пожеланиями доброго здравия - р.Б. Валентина
 
Ответ...>
 
Вопрос: 1797


    Здравствуйте.
    Муж мой смущен тем, что наш священник при входе в ограду Храма не осеняет себя крестом, как делаем мы, миряне. Я думаю, что зря он смущается, а как объяснить ему ? не знаю. Помогите, пожалуйста.

    Ольга
 
Ответ...>
 
Вопрос: 1795


    Спасибо, отец Виталий, за ответ 1787.
    За стихи и ссылку на книгу ? отдельное спасибо. Не знал, что у меня есть такой сильный в слове поэт-земляк.

    По поводу Родины-матери я как-то обменялся письмами с отцом Вячеславом (его ответы 1260 и 1271). Посмотрите, пожалуйста ? это интересная переписка. Она временами с моей стороны излишне запальчива. Но там тема вопроса была несколько иной.

    Книга и впрямь многое ставит на свои места и написана умным и честным человеком. Читаю ее запоем, но решил прерваться ? Вам написать
    Читаю и думаю, что никогда не видел правильного с православной точки зрения патриота ?в живую?. Патриот, по Свешникову ? явление настолько сложное и продукт на столько серьезной духовной работы над собой, что задаешься вопросом: ?а есть ли у нас сейчас хоть один такой?? Между тем патриотизм должен быть чертой ОБЩЕЙ для многих. Честный вывод сделанный мной из того, что видено-передумано ? это то, что наш ?бытовой? патриотизм, по сути, есть прибежище и оправдание всякой мерзости в человеке. Сужу не как отвлеченный мыслитель ? много разного повидал, всегда тянулся к разным интересным людям (совершенно различных мировоззрений и жизненных укладов), много посчастливилось путешествовать и видеть разные страны (не только как туристу). Хотя конечно личный опыт вещь ничтожная при больших обобщениях.

    Смотришь на иного ?соотечественника?, думаешь ?а что у нас с тобой общего? какое дело мы можем делать вместе? Кровь Христова за нас пролита ? это нас роднит, но ты ее так своим ?патриотизмом? поносишь, что мне, наверное, только отступить от тебя остается, Бог тебе судья!?.

    Самые лучшие люди из ?патриотов? говорят ?я Родину люблю и всякого добра ей желаю, но костьми лягу ? мои дети в армии служить не будут!?. И я их понимаю, сам таким был (и в чем-то еще, наверное, остаюсь). Про худшие образцы ?патриотизма? говорить не хочется!

    Не могу в душе примириться с Россией ? много уж больно здесь несправедливости твориться. Не верю, что в бедах российских виноваты масоны ли, евреи, или коварный дядя Сэм. Скорее русская лень, безответственность, ?патриотизм?, воровство и удивительная несправедливость государства к работающему и воюющему за его ?интересы? человеку. ?Владычество переходит от народа к народу по причине несправедливости, обид и любостяжания? (Сир.10:8). Если так ? то дела у России плохи и внешние силы тут ни причем.

    А если отец Вячеслав прав и Россия все-таки подверглась внешней атаке, то вывод еще хуже ? мы не православная страна. Православные должны бы по-идее вести себя по-другому, даже проигрывая видимую часть сражения. Своих не бросать, например. Полное равнодушие же к человеку ? самая яркая отличительная черта нашего государства, предавшего уже всех кого можно, от чернобыльцев и пенсионеров до пленных солдат в Афганистане и Чечне. И это не вчера началось и даже не в советский период. Мысль не новая - Клайв Льюис, книги которого можно найти в любой православной библиотеке в сети (хоть он и западник), однажды размышляя об Англии, тоже пришел к выводу, что Англия не есть страна христианская.

    Тест Вы предложили хороший, но наше государство в стихотворении Колычева ? это не мать в грязи, это ? сытые менты, имеющие интерес с ?кого бы взять чего?.

    Оставим на время Россию. Важен подход к тому, что есть ?страна? вообще. Слова апостола, которые вы приводите, никогда не были основой моего ?космополитизма? (условное название тому, что испытываю к стране после развала СССР). Скорее другие места в Писании.

    Вот, например: когда диавол искушает Христа, он предлагает ему дать ВСЕ царства (по современному сказать ?все страны?). Как можно дать то, что не имеешь? Значит это его! Не значит ли это, что страна, государство, государственные интересы и пр. это ?территория? врага? Некая ловушка для погубления души? Православные верят, что видимый материальный мир, закончит свое существования в какой-то момент, чем-то вроде глобальной катастрофы. При этом погибнет все, на что надеялся этот мир и что было его частями ? те же правительства, страны. Останется то, что является частью мира небесного ? церковь. Таким образом, церковь и государство по разные стороны баррикад. ?Невозможно служить двум господам? - как можно служить и Христу и тому, что под властью нечистого? Человек зависим от этого мира, пока он в нем живет, это понятно. Отсюда, по моему разумению, слова Спасителя о том, что ?кесарю кесарево, а Богу - Богово?. По своему разумению сужу: ?кесарю кесарево? звучит, как ?да отдайте вы этим (князьям мира, государству, царю-батюшке, президенту и т.п.), то, что они от вас хотят, нехай подавятся ? ваше дело душу к кесаревым делам (читай ?к государству?) не прикладывать?. Иными словами: ?делай, что должен делать в этом мире, неси свои обязанности исправно, но пекись более о горнем?. Потом читаешь какую-нибудь православную брошюрку, скажем о воспитании молодежи, и там вполне может встретиться, о том, что надо воспитывать ?ПЛАМЕННЫЙ патриотизм?. Зачем же душу прикладывать к тому, что не горнее, а в лучшем случае, часть тварного мира? А то и вражеское.

    Часто патриотизм объясняют исполнением заповеди о любви к ближнему. Но Спаситель ответил однажды, кто есть ближний. Видно, что ближним, может быть и иноплеменник, и даже враг своего государства. А ?свой?, ведь, может быть и хуже всякого врага. Не лишний вопрос в стране, где люди сейчас относятся часто друг-к-другу так скверно.

    А еще часто говорят ?кому церковь не мать, тому Бог ? не отец?. Мать - церковь, а мать у человека одна. Где же тут место государству? Что же есть тогда ?родина-мать??

    А еще вот слова о том, что ?по делам рук узнаете их?. Дела рук?то у нашего государства какие? Для православного человека, православная вера - есть истинная вера, со всем, что подразумевает слово ?истинная?. Но как при этом вместить, что на территории государства, к которой географически ?привязана? основная часть православной церкви, мы видим то, что видим? Или в вере начнешь сомневаться, или поймешь что государство и церковь вещи противоположные и ?не может быть согласия у Христа с велиаром?.

    А еще вопрос интересный. Сейчас вся православная пресса переполнена статьями, типа ?Православие ? враг Америки?. Каждый касающийся внешнеполитических вопросов непременно пнет США, упомянет его политику влияния и инструмент этой политики ? армию США.

    Как я понял, при всем особом отношении к России, православная церковь наставляет своих чад на повиновение ЛЮБОМУ земному начальству. Вот, вообразите, призвало бы Вас Ваше начальство служить в США и, представьте себе, приходит к Вам молодой парень, хороший и искренний человек, и говорит ?Хочу служить СВОЕЙ стране, собираюсь вступать в вооруженные силы и ехать добровольцем в Персидский залив. Благословите отче!?. Благословили бы?

    А попробуйте перенести этот вопрос во времена 2-ой мировой в Германию? Там наверняка тоже была православная церковь. Или во времена 1-ой мировой или в какую-либо из стран НАТО в (не исключено) ближайшее будущее? Ту же православную Грецию.

    Простите за сумбурное письмо и за то, что втягиваю вас в полемику, возможно отрывая от более жизненных вопросов других спрашивающих. Написанное выше не является моими убеждениями, скорее вопросами, живущими во мне много лет. Когда-то искренне верилось в ?нашу Родину ? СССР?, ?нерушимую дружбу народов? и прочее, что до сих пор все болит. Так долго и тяжело после развала Союза все варится в душе, что даже привело к тому, что если все сложится, я скоро уеду жить с семьей в Канаду.

    Святые земли Русской, которых Вы упомянули, мне близки и дороги еще с детских пор, по советским книжкам, где о святости их и не упоминалось.

    Искренне буду рад, когда канонизируют Александра Васильевича Суворова. Дома лежит, неизвестно откуда взявшаяся, книга ?Суворов? изданная в 1942г (!). В советской книге написанной при Сталине, ясно и живо видно, что Суворов был человеком глубоко православным по духу. Предисловие написано перед Сталинградской битвой автором, у которого, видимо, сердце сжималось от неизвестности за судьбу Родины. Никакой советской шелухи ? и сразу видно, ЧТО русскому человеку в трудную минуту важно, где болит и у Кого он помощи ищет. От книги, как от фильма ?Александр Невский?, снятого в те же годы - мурашки по коже. Все это живо во мне, как, наверное, и в любом другом русском человеке, но ум с сердцем давно не в ладу и отступать от вопросов было бы не честно.

    Извините, что получились обращения со схожей темой к разным священникам ? это не преднамеренно.

    Дмитрий
 
Ответ...>
 
Вопрос: 1787


    Здравствуйте, отец Виталий.
    Очень интересует вопрос: почему часто можно слышать патриотические речи от церковных деятелей. Разве патриотизм христианская добродетель?

    Дмитрий
 
Ответ...>
 
Вопрос: 1786


    1. Бытие 22:11,12,16. Ангел Господень обращается к Аврааму. Почему он говорит всегда от первого лица (для Меня, Мной клянусь)?

    2. Бытие 16:13. Почему Агарь нарекла Господа, ведь говорил же с ней Ангел?

    3. Бытие 19:18-21. С Лотом разговаривали два Ангела, а Лот обращается к ним ?Владыка, ?раб Твой??. И дальше (Бытие 19:21) в ответ: ?и сказал??.

    Помогите разрешить сии противоречия. Спасибо.

    Елена
 
Ответ...>
 
Вопрос: 1784


    Здравствуйте.
    Скажите, пожалуйста, вот Вы очень помогаете своим советом нам, простым мирянам, а бывает так, что Ваши прихожане чему-нибудь учат Вас? Если бывали такие случаи, не могли бы вы поведать о них?

    Ольга
 
Ответ...>
 
Вопрос: 1783


    Я часто встречаю вопрос - как строить отношения с неверующими родственниками, как привести их к Богу. И советуют обычно молиться за них.
    А правильно ли молиться, чтобы Господь привел неверующего близкого человека к вере, если сам этот человек не хочет этого? Если он не хочет становиться верующим? Если его даже пугают верующие люди? Это его выбор. И нужно ли просить Господа о том, чтобы он дал такому человеку веру, ведь таким способом мы пытаемся нарушить свободный выбор человека?

    Алена
 
Ответ...>
 
Вопрос: 1776


    Здравствуйте. Благословите.
    У меня к вам вопрос о выпивке. Как Православие относиться к пьянству и просто немного выпить? Меня сильно смущает и разочаровывает, что в Православии люди пьют и даже священнослужители. Вот почему и развивается порок пьянства среди священников. Я считаю, что спиртные напитки не допустимы для нас, т.к. мы, христиане, все являемся священниками Божьими (1Пет.2:5,9), а для Своих служителей Господь Бог говорит: ?вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания, [или приступаете к жертвеннику,] чтобы не умереть. Это вечное постановление в роды ваши, чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого?. (Лев.10:9,10)
    Это также и относиться курению, пьянству и к другим порокам потому, ?что поступающие так Царствия Божия не наследуют?. (Гал.5:21)
    Мои бабушка и дедушка были баптистами и не выпивали никогда. При этом мы, православные, называем протестантов еретиками, сектантами и т.д. Баптисты сами не пьют и даже их священники, а мы православные пьем, курим и т.д. Так что, протестанты обогнали нас во многих духовных и нравственных вещах. Я сам категорически против выпить и никогда не пил. Этот образ жизни меня разочаровал (в Православии можно пить).
    Жду ответа. До свидания.

    Кирилл
 
Ответ...>
 
Вопрос: 1774


    К вопросу о поклонах (1743) дополнение. "Метание" это все-таки не поклон в пояс, это земной поклон, совершаемый без полного склонения головы к земле. Как бы излегка: человек становится на колени и передними руками опирается на землю (одно движение), затем встает - второе движение. А что вы называете "калачиком" это долгий земной поклон употр. при некоторых молитвах несколько раз в году. На коленях православные никогда не стоят. Об этом писал даже Антоний (Храповицкий). Говорят, что Лжедмитрия разоблачили потому, что он стоял на коленях. Кстати, правильный земной поклон не делается постепенно сперва одна нога, потом другая. Делается враз с использованием подручника.

    Досифей
 
Ответ...>
 
Вопрос: 1772


    Уважаемый отец Виталий,
    почему мощи блаж. Ксении Петербургской не открыли для поклонения верующим?
    Почему они до сих пор находятся под спудом?

    Елена Климовицкая
 
Ответ...>
 
Вопрос: 1770


    Уважаемый, отец Виталий.
    Благословите меня и мою сестру Марину. Я хотела бы помочь своей сестре, у нее заикание. Поэтому поводу она сильно переживает. Подскажите к какому святому обратиться. Благодарю.

    Оксана
 
Ответ...>
 
Вопрос: 1765


    Очень прошу рассказать про соборование. Можно ли обычному мирянину принимать участие в этом таинстве без благословения и без серьезных проблем со здоровьем ?

 
Ответ...>
 
Вопрос: 1758


    Доброго Вам времени суток, батюшка.
    Огромная Вам благодарность за Ваши ответы, советы, наставления. Низкий Вам поклон.
    У меня к Вам такой вопрос.
    У нас уже очень долго длится судебная тяжба. Не буду вдаваться в подробности, скажу только, что не мы ее затеяли и мы за разрешение вопроса полюбовно, чего наши взыскатели не хотят. Но прошу у Вас совета. Каким святым желательно молиться в этом вопросе? Какие молитвы и к кому нужно возносить также о умилостивлении врагов?
    Заранее благодарен.

    Д.
 
Ответ...>
 
Вопрос: 1756


    Здравствуйте, батюшка!
    Можно ли усопших родственников поминать вином и кагором, в том числе после погребения на поминальном обеде?

    Елена
 
Ответ...>
 
Вопрос: 1754


    Благословите, отче.
    Как понять ?Господи спаси благочестивые и услыши ны?? Кто такие ?благочестивые??
    Спасибо заранее. Низкий Вам поклон.

    С уважением Надежда
 
Ответ...>
 
Вопрос: 1753


    Дорогой о Господе батюшка, благословите на добрые дела!
    Поздравляю Вас с началом Великого поста!
    У меня вот такой вопрос: можно ли мирянину заочно читать Последование по исходу души от тела? Спаси Вас Бог!

    С благодарностью и уважением - р.Б. Валентина
 
Ответ...>
 
Вопрос: 1749


    Я сильно оскорбила человека, публично, возле храма. На исповеди батюшка сказал просить у нее прощения тоже публично, сделав земной поклон.
    Правомерно ли такое благословение?

    Алла
 
Ответ...>
 
Вопрос: 1748


    Благословите, отец Виталий.
    Вопрос мой таков. Есть ли смысл вообще человеку просить Господа о здравии, иной помощи, будь то для себя или других, если ничего такого и не было обещано, не предполагается для нас Богом, а жизнь есть лишь подготовка к жизни Вечной?
    Получается, что надежда на земное благополучие не оправдана в вере, по крайней мере Господу оно будет безразлично. Так ли это?

    С уважением А.
 
Ответ...>