О приходе
Новости
Расписание богослужений
Реквизиты
История
Жития Святых
Фотоальбом
Вопросы священнику
Архив ответов
Иконописная школа
На вопросы отвечает священник Виталий Шумилов
Апрель 2005 г.
 
Вопрос: 1161

    Здравствуйте, отец Виталий.
    С огромным интересом читаю Ваши ответы на непростые вопросы. Спасибо Вам огромное. Хочу по мере своих скромных сил помочь в Вашем нужном деле. В вопросе 1104 Ольга просила порекомендовать ей литературу о том "КАК ИНТЕРЕСНО И ПРАВИЛЬНО ОБЪЯСНИТЬ малышами (3-4 лет) о Боге и вере". Мне кажется, много полезной литературы можно найти на сайте Библиотеки православного христианина в разделе "Семья, брак, воспитание детей" . Пожалуйста, посмотрите и Вы, отче, разделы этой библиотеки, может быть Вам будет удобно давать ссылки при ответах на вопросы.
    Помогай Вам Бог.

 
Ответ...>
 
Вопрос: 1160

    Дорогой батюшка, благословите!
    Хочу у вас спросить совета: существует ли черная магия, и могут ли эти маги навести порчу?
    Вы извините за столь банальный и глупый вопрос, просто уже и не знаю, что и думать. Я вообще здоровый человек и моя семья тоже, а тут как месяц все начали болеть и вдобавок еще потемнели серебряные ложки.
    Заранее спасибо за ответ.

    С уважением Петр!
 
Ответ...>
 
Вопрос: 1154

    Как поступить в Иконописную школу?

    Вячеслав
 
Ответ...>
 
Вопрос: 1151

    (См. вопросы 1147 и 1150)

    Здравствуйте, о. Виталий!
    Сил моих больше нет упорствовать, пусть всё остается как есть. Что касается духовного наставника, то это только кажется, что его можно легко найти. Мне пока Господь не дает. Я осознаю, что переживаю искушение, и мало того, что не могу обрести смирение и любовь, так еще и в уныние впадаю. Не потому, что все не так, как я хочу, нет, уже не хочу, а потому что зло сильнее меня. Не дает мне пойти в храм, держит, и нет у меня никаких сил больше с такой тяжестью на сердце жить. Кто не обретет смирение и любовь, тот не войдет в Царствие Небесное. Когда настанет жатва земная, то все хорошие зерна будут собраны в житницу, а поврежденные ? уничтожены. Многие люди так повреждены грехом, что нет никакой надежды их исправить, а без смирения разве можно их брать в Царствие Небесное? Как же смогут они Бога свого любить, когда и ближнего не любят? Вот и моя природа так повреждена, что не могу найти в себе никакой любви, одно зло. Хоть и страдаю от этого, а изменить ничего не могу. И даже выйти из такого состояния не могу. Поэтому и уныние все больше, а надежды совсем уж мало. И вопросов у меня больше нет, кроме одного: сама я помочь себе не могу, и Господь меня из-за стены грехов моих не слышит, так что же мне дальше делать?

    Елена
 
Ответ...>
 
Вопрос: 1150

    Батюшка, спасибо Вам огромное за Ваш такой подробный ответ. На самом деле я уже в душе примирилась с отцом Г. Возможно, он действительно устал или забыл, хотя на крещении было всего 8 человек, из них всего 3 младенцев старше 2 лет и никто не плакал. Но в любом случае это урок для меня. А то что экзамен я не выдержала, так это только Вы знаете да я, и еще несколько священников, которым я отправила этот же вопрос. С отцом Г. я не спорила, даже улыбалась. Да, внутри у меня нет смирения, но объясните же мне, пожалуйста, каким оно должно быть. Я не отрицаю своего младенчества во Христе, и молиться я еще не умею, и помнить о Боге - тоже. Моя вера еще очень слаба, совсем недавно я еще ничего не знала об истинном Боге и даже зачем ходят в храм. Поэтому я много читала, чтобы хотя бы что-то знать, ведь выросла я без Бога. Для меня внешнее смирение - уже большой шаг.

    Простите меня за такой длинный вопрос, я никак не могу выразить главную мысль. Я ведь не писала, что крещение обливанием не действительно. Согласно канонам Православной Церкви, крещение должно совершаться погружением. Если такой возможности нет (в данном случае была - ребенок стоял на ступеньке большой купели), то крещение все равно подается - обливанием. Допущение это основано на "Учении двенадцати апостолов" ("Дидахе"). Этот древнейший источник канонического права датируется 90-ми годами I-го века. В главе 7 читаем: "крестите в проточной воде во имя Отца и Сына и Святого Духа. Если же у тебя нет проточной воды, то крести в другой воде; если не можешь крестить в холодной воде, то крести в тёплой. А если у тебя нет ни той, ни другой, то трижды полей водой на голову крещаемого во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Дидахе.7:1-3) (то есть, если есть вода для погружения, нельзя поливать на голову, надо погружать).

    Я во многом согласна с Вами, и данное Крещение было бы действительным в любом другом храме нашего города, ведь нигде нет возможности больше крестить погружением, да, иногда приходится крестить тяжко болящих, которых не только невозможно погрузить в воду, но даже перенести на другой одр, тогда оно тоже действительно. И что многие крещены обливанием, так ведь обливали там, где нет реки, большой купели и т.п.

    Здесь же правила вольно или невольно были нарушены, при возможности полного погружения оно совершено не было. Исходя из всего этого, в душе моей убеждение, что сын мой стоял на пороге Великого Таинства, но так и не принял его. Как же я смогу теперь с чистой совестью вести его ко Причастию, сомневаясь в душе, что он крещен? А если никто не даст мне благословения окрестить ребенка, как же я буду жить дальше? Разве смогу я радоваться моему соединению с Господом, если для моего ребенка такой возможности нет? А если Таинство все же произошло, но будет повторено уже по всем правилам со словами "аще не крещен есть", Господь простит меня, если вера моя от этого укрепится и это пойдет на пользу моим детям и мне. Разве в этом есть грех? И разве грех то, что я сначала все прочитала о Крещении? Не где-нибудь, на православных сайтах, например, здесь: (http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=317745) .

    Каюсь, что я водила ребенка ко Святому Причастию после крещения, и в душе прошу у Господа прощения, если мне это в осуждение. Но это один единственный раз, пока не разрешится этот вопрос. Я ведь не уверена, не грех ли это, и пока больше причащать ребенка не буду. А мне так хотелось вместе с детьми ходить каждое воскресенье в храм ко Причастию. Теперь будет ходить только старший сын, а мы с малышом будем оставаться дома, как бы горько мне не было.

    Видно, бесы сейчас радуются, что так легко можно меня с церковью разлучить. Сомнения мои прекратились бы и связь с церковью крепче стала бы, если бы можно было ребенка окрестить, "аще не крещен есть" (ну разве есть в этом грех?), ведь правила действительно были нарушены. Почему же нельзя это исправить? Если так легко можно нарушать святые заветы, то так же легко можно и веру совсем потерять.

    Простите, это только для меня так важно, многие же имеют настолько твердую веру, что слабости человеческие для них не помеха на пути к Богу. А я по краешку пропасти иду и пока что меня столкнуть в нее легко.
    Храни Вас Бог!

    Елена
 
Ответ...>
 
Вопрос: 1147

    23 апреля 2005 года
    Помоги мне, Господи, избавиться от искушения и возмущения. Сегодня, после долгой подготовки и пройдя через множество преград, наконец, крестили ребенка в Михайло-Архангельском храме. Пришли не ради обряда, а ради Таинства Господня. Теперь нахожусь в сомнениях, помоги, Господи, разрешить их.

    Вот причины сомнений:
    Отец Г. пообещал окунуть во взрослую купель с головой, а сам поставил только на ступеньку и облил с ладони. По-моему, прости, Господи, явный обман. Всё происходило в спешке, в суете, быстрее-быстрее, раздевайтесь, одевайтесь. Я не ожидала, прости меня Господи, такого равнодушия от батюшки, если уж не любви, так хоть доброго отношения.

    Я, грешная, совсем недавно пришла в храм, Слава Богу моему, Отцу и Сыну, и Святому Духу, что привел меня к Себе. И от Крещения Господнего для ребенка ожидала благодати, радости, праздника на душе. Как долго я готовилась к этому событию, у Господа благословения просила, душу свою очищала через Покаяние, Соборование и Святое Причастие, чтобы на следующий день после Причастия с чистой душой привести дитя ко Крещению. Господь и крестного отца послал.

    Ладно, пусть спешка, суета, но вот подошли мы к Купели, в ожидании, что сейчас свершится Великое Таинство Господне? и уже не будет ни спешки, ни суеты? Всё не так. Всё наскоро. И даже не полным погружением, а по колено в воде обливанием. На душе было горько, ребенок, чувствуя мое состояние, раскапризничался, а я ощущала растерянность от обыденности, отсутствия красоты, особой значимости. Мною овладело чувство похищенной у нас Благодати Божьей. Величайшее событие ? рождение новых чад Церкви, праздник, который невозможно оценить и описать, его полноту и величие умалили до простой требы(?)

    Я хожу в храм каждую неделю. В субботу ? на исповедь, в воскресенье ? на литургию и принимаю Святое Причастие. Старшего сына записала в воскресную школу. Мы читаем много православной литературы. Но всё это пока совсем недолгое последнее время, а до этого ходила грешными путями, не зная Бога. Я еще только учусь жить в общении с Богом, и нет во мне пока настоящего христианского смирения, кротости и любви(?)

    Перед тем, как приступить к Таинству, батюшка пообещал мне окунуть ребенка во взрослой купели с головой. Почему же вдруг переменил свое решение, ничего мне не сказав? Я рядом стояла, помогала, ребенок в новой расшитой крестильной рубашке, так что из рук не выскользнет, крестный отец тоже рядом. Да я могла помочь и окунуть дитя сама, если уж батюшке мокнуть было неохота. Я специально приготовилась к такому, переоделась.

    И представьте мое разочарование, когда батюшка начинает говорить крещальную формулу и обливает младенца с ладони... Теперь уж только молчать остается, поздно что-то говорить. Когда же я с мокрым ребенком уже на руках, тихо и спокойно, смиренно спросила у батюшки, почему он не окунал ребенка, то получила жестокую отповедь(?)

    Этот замечательный, чудный обряд Крещения теряет красоту. Скомкан обряд, потеряна значимость формы. А чем менее величествен, чем менее красив, прекрасен обряд, тем труднее нам проникнуть в суть совершаемого события, поскольку не имеем пока достаточно духовного зрения. И именно поэтому Церковь всегда учила стараться восстановить древний, освященный веками обряд Крещения. И разве в алтарь теперь мальчиков не заносят? И воцерковление теперь не обязательно, им можно пренебречь, хотя и алтарь рядом, в 5 метрах? Я принесла дитя Господу Богу моему посвятить, Которого люблю, а не для того только чтобы в Царствии Небесном он вечно наслаждался(?)

    Сейчас я не знаю, было ли совершено Таинство над моим ребенком или нет, имею ли я право вести его теперь ко Святому причастию? Можно привести довод, что Таинство свершается Святым Духом через рукоположенного священника, независимо от его личностных качеств, но тогда возникает еще вопрос, из притчи:

    ...Однажды прозорливый старец зашел в храм. За чистоту его мыслей и чувств Бог дал ему дар видеть различных ангелов ? и светлых, и темных. Как же был изумлен Божий человек, заметив в облачении священника беса, произносящего проповедь! Это вызвало пристальное внимание подвижника веры. Он не упустил ни единого прозвучавшего слова. Когда же нравоучительная речь была завершена, старец подошел к мнимому проповеднику и сказал прямо:
    ? Ты ? бес. Я узнал тебя. Внимательно выслушав все сказанное тобой, должен признаться, что не заметил, чтобы ты хоть в чем-нибудь отступил от Священного Писания.
    ? Я старался, ? ухмыльнулся бес.
    ? Но зачем ты это делал? Для чего говорил народу святые слова?
    Бес был откровенен:
    ? Я говорил эти слова так равнодушно, а иногда насмешливо и с тайным глумлением, что ни один из прихожан не положит их в сердце, не станет жить по ним. А услышав вновь, отмахнется от них, как от назойливой мухи.

    И вот если, допустим, такой священник, совершает Таинство, считается ли оно действительным? Разве бесы обладают Божьей благодатью и чрез них к нам сходит с Небес Дух Святый? И действительно ли рукоположение такого, как в притче, священника? Не совершается ли надругательство над дорогими сердцу Святынями?

    И еще вопросы: разве не для служения людям и Господу поставлены священники? Разве не для спасения душ человеческих? Разве не для того, чтобы нести Любовь в мир? Почему же приходится сталкиваться с равнодушием вместо любви там, где этого совсем не ожидаешь? И почему, придя в храм к Господу за Благодатью Его, уходим, унося в сердце тяжесть разочарования от нерадения и равнодушия (человеческого или нечеловеческого), ставшего преградой нам на пути к Богу?

    Сейчас я сижу перед иконой Божьей Матери, я надеюсь, Она слышит мои молитвы, Она помогает мне. Я буду искать ответы на мучающие меня вопросы, пока Господь Бог мой не поможет мне найти ответы на них. Возможно, этот случай ? только еще одно препятствие из многих на пути к Святому Крещению моего сына и на пути моем к Господу Богу моему. Господь попускает это для нашей пользы, неисповедимы пути Господни, и на всё воля Его.

    С благодарностью за терпение, раба Божья Елена
 
Ответ...>
 
Вопрос: 1143

    Уважаемый отец Виталий,
    Не могли бы вы поделиться вашим мнением по следующему вопросу: можно ли говорить о любви в отношениях между мужчиной и женщиной, если им и вместе трудно быть и врозь тяжело, и подобные отношения продолжаются вот уже 6 лет, детей нет, отношения не оформлены официально.
    Как можно вырваться из этого круга?
    Спасибо.

 
Ответ...>
 
Вопрос: 1135

    Здравствуйте, отец Виталий!
    Как быть, подскажите! Живу в Италии, православных храмов поблизости нет, а душа жаждет причастия и исповеди, на которой не была, кстати, ни разу в жизни, хотя и крещёная! Но именно здесь, вдали от Родины что-то вошло в мою душу светлое, стала молиться, по-возможности, поститься, много читать духовной литературы, так и открылись глаза! Оказывается надо было очутиться за тысячи километров от дома, чтобы по-настоящему прийти к Вере! Чудны дела Твои, Господи! Но вот что плохо - церкви рядом нет... Ближайшая - в Милане, но попасть туда смогу только на Пасху. Хотелось бы и исповедоваться, но, увы... муж много работает, никак не сможет отвезти раньше. Буду рада услышать ваш совет! К сожалению, на e-mail отвечать нет смысла, так как все письма из России приходят без текста, нераскодированными, так что уж прошу Вас, только через эту страничку!
    Спаси Господи Вас, прошу молитв!

    Наталья
 
Ответ...>
 
Вопрос: 1134

    Как православие относиться к восточным единоборствам?

 
Ответ...>
 
Вопрос: 1133

    Здравствуйте отец Виталий!
    Кому разрешается в Великий пост употребление молока?
    У меня папа некрещеный, является ли он крещеным, если он был крестным при крещении других людей?

 
Ответ...>
 
Вопрос: 1132

    Здравствуйте! Спаси Вас Господи!
    Обращается к Вам раба Божия Юлия (Нижний Новгород). На Вашей страничке я неоднократно получала поддержку и помощь. Бесконечно Вам благодарна! У меня следующий вопрос. Я для молитвы пользуюсь "Полным Молитвословом для мирян по уставу Православной Церкви" издательства Свято-Данилова московского монастыря. В этом Молитвослове есть такие каноны, как Канон умилительный Господу нашему Иисусу Христу, а также Канон ко Святому Причащению. В других Молитвословах этих канонов нет. Можно ли читать эти каноны в период подготовки к Причащению? Насколько я знаю, по Уставу Церкви ко Святому Причащению прочитываются три канона - Покаянный, ко Пресвятой Богородице, Ангелу-Хранителю.

    С уважением Юлия
 
Ответ...>
 
Вопрос: 1131

    Спасибо Вам, о. Виталий, за ответ по поводу шампуня на основе плаценты. (ответ ?1107) Не буду искушать судьбу.

    У меня возник еще один вопрос.
    Во время исповеди, когда человек перечисляет свои грехи, например, связанные с блудом (сожительство без брака, рукоблудие, оральный секс и т.д.). Надо все это перечислять как отдельный подвид греха или можно просто сказать о блудодеянии, сожительстве без брака и все. И если на исповеди один из этих, так скажем, подвидов блудного греха не был сказан - исповедь считается недействительной?
    Спасибо.

    Андрей
 
Ответ...>
 
Вопрос: 1130

    Дорогой батюшка, благословите!
    Как правильно объяснить человеку, находящемуся в протестантской вере, почему в православных храмах такое благолепие, они говорят, что лучше было бы эти деньги отдать нищим? Спаси Вас Бог!

    Валентина
 
Ответ...>
 
Вопрос: 1117

    Откуда эта традиция - отращивать священникам и монахам волосы? А главное - какую духовную пользу получает для себя человек, отрастивший их? Вот мне кажется - что никакой. Тогда - зачем?

 
Ответ...>
 
Вопрос: 1115

    Здравствуйте! Спасибо большое за Ваши ответы.
    Хочу спросить: у нас в храме исповедуют несколько священников. Молодой Батюшка разрешает исповедоваться по бумажке, он читает ее и рвет потом. Батюшка пожилой, наоборот же, принимает исповедь только со слов.

    Наталья
 
Ответ...>
 
Вопрос: 1114

    Расскажите мне, пожалуйста, Батюшка, чем отличается акафист от канона, что такое тропарь. И когда их читают. И кто их пишет.
    Спасибо огромное.

    Наташа
 
Ответ...>