О приходе
Новости
Расписание богослужений
Реквизиты
История
Жития Святых
Фотоальбом
Вопросы священнику
Архив ответов
Иконописная школа
На вопросы отвечает священник Виталий
Вопрос:

    Уважаемый батюшка, храни Вас Господь за то, что Вы так много отвечаете на недоуменные вопросы современных христиан. Ваш труд самый настоящий подвиг.
    У меня такой вопрос. Читая современную православную литературу, я обнаруживаю немало критики западного христианства. В том числе главное обвинение - это отказ от христианской аскетики - постов, длительной службы, уставной молитвы, строгого исполнения таинств и обрядов, подлаживание церковных канонов под "себя и свои страсти". Однако, когда мне попалась книга о старообрядчестве, что все это же преподносится как негатив. Мы говорим старообрядцам, что не в постах дело, не в долгой службе, не строгом исполнении устава и таинств, и уж тем более не в обрядах. Что главное это любовь. Вобщем мы говорим староверам то же самое что и нам, православным, говорят те же баптисты и последователи других христианских религий. Почему наблюдается такая раздвоенность мнения?
    Спасибо за ответ.

    Сергей
 
Ответ:

Ваши замечания, Сергей, отчасти правильны. Мы, православные - ?никониане?, как нас именуют старообрядцы, действительно были исторически к ним несправедливы, многое утратили из того духовного и культурного богатства, которое они сумели сохранить. Но наша Русская Церковь, будучи привитой к древу Вселенской Православной Церкви, продолжала и после раскола жить, развиваться и приносить духовные плоды. Чтобы не повторяться, отсылаю Вас к вопросу ? 964, в котором я уже касался этой темы. Сохранив главное ? единство со Вселенской Церковью, мы не растратили основные аскетические и уставные традиции. Мы сохранили богослужебный Юлианский календарь, у нас почти все чада Церкви соблюдают 4 многодневных поста (у новостильников иногда пропадает Петров пост), соблюдаются посты в среду и пятницу, а всего в году около 200 постных дней. Почти во всех монастырях служат по тому же Уставу, что и старообрядцы. Может не везде поют знаменным распевом, но все к тому идет, чтобы древнее пение возрождалось. На приходах, конечно, службы покороче, но все равно: всенощная, как правило, длится 3 - 3,5 часа, а литургия минимум 1,5 часа. Сейчас наступает Великий пост, и практически во всех храмах России постовые службы будут длиться 5 ? 6 часов. Во всех областях церковной и духовной жизни наше отступление от ?старых обрядов? и древней традиции не столь значительное и не принципиальное. Упреки старообрядцам сейчас не в духе времени, это в XIX веке было принято их обличать, сейчас настало время их изучать.

Совсем другое дело отличие наших церковных традиций от западных ?церквей?. Протестантов я не беру в сравнение, т. к. там понятия аскетики вообще отсутствует. Но даже между Римо-католиками и Православными в этом отношении огромная пропасть. Постов на Западе практически не существует ни многодневных, ни однодневных, ни в пище, ни в развлечениях, ни в супружеских отношениях. В Великую пятницу не рекомендуется есть мясо ? вот и весь пост. Богослужения ? мессы длятся максимум полчаса, прихожане молятся сидя. Каких-либо требований к внешнему виду давно уже нет: в храм приходят причащаться в шортах и майках, голову женщины не покрывают, косметикой пользуются даже мужчины. Курят почти все в т.ч. и духовенство, за грех это вообще не считается. Перед причастием - пост полчаса ?отнюд не ясти?, пока от ресторана до храма доберешься, полчаса пройдут. В храмах нередко устраивают концерты со светскими песнями и плясками.

Можно много еще перечислять ?грехов? Запада, но нам от этого не легче. Лавина обмирщения и либерализма стремительно продвигается к нам. Передовые посты Православия на Западе уже заразились этим тлетворным духом. Поэтому нам полезней, на мой взгляд, вести ?экуменические диалоги? со старообрядцами, чем с западными ?церквями?. С кем поведешься - от того и наберешься.