О приходе
Новости
Расписание богослужений
Реквизиты
История
Жития Святых
Фотоальбом
Вопросы священнику
Архив ответов
Иконописная школа
На вопросы отвечает священник Виталий
Вопрос:

    Уважаемый о. Виталий,
    в одном из своих ответов вы ругаете "плотские грехи" совершаемые в браке, т. е. разные виды секса. Приводите старинные Номоканоны со строгими епитимиями против уклоняющихся от "одобренных" Церковью сексуальных поз, поцелуев и действий. Однако, почему Вы умалчиваете о правилах и канонах для самих священнослужителей. Известно, что священником может быть человек, не имевших внебрачных связей после крещения и женатый на девственнице, священник не может заниматься мирскими попечениями. Есть и десятки других правил, нарушение которых грозит не епитимией, а извержением из сана (в том числе и добрачная половая связь). Но на самом деле священники этого ничего не соблюдают. Не только до брака не хранят себя от блуда, но после брака блудят. Да еще и блудят после рукоположения - особенно епископы и монахи. О других занятиях, противоречащих правилам Святых Отец, и говорить не приходится. Почему вы уподобляетесь фарисеям? Мирян пугаете епитимией за "неположенные" сексуальные позы, а сами и пальцем пошевелить не хотите для исполнения канонов своей же Церкви?

    Татьяна
 
Ответ:

Уважаемая Татьяна.
Учитывая тональность вопроса и некоторые характерные выражения, я прихожу к выводу, что Вы себя к чадам Церкви не относите, хотя показали завидную осведомленность в церковных канонах. При этом нестроения церковные и немощи человеческие не вызывают у Вас чувства боли и сожаления, скорее пробуждают злорадство и ?праведный? гнев. Вылить ушат помоев на кого-либо проще и быстрее, чем тому отмыться и привести себя в порядок.

Вас, насколько я понимаю, возмутил мой ответ на вопрос ? 1050" Вам показалось (именно показалось), что я ?пугаю епитимьями? бедных мирян, но ?умалчиваю о правилах и канонах для самих священнослужителей?. Нажмите, пожалуйста, левую кнопку ?мыши?, и Вы увидите, что последнее из четырех приведенных мною правил оканчивается словами: ?Аще поп или дьякон, да извержется сана?. Где же здесь ?умолчание??

Церковь не обычная человеческая организация, а богочеловеческий организм. Глава Церкви ? Сам Христос. Церковь в высшей небесной своей части состоит из Ангелов, святых и праведных людей, а в земной своей части, как ее называют ?воинствующей?, состоит из людей ныне живущих, верующих во Христа и желающих спастись, исполняя Его заповеди. Церковь называют Святой, имея в виду высшую Ее часть и те задачи (достижение святости), которые поставлены перед земной Ее частью. В Церковь не приходят святые люди, и стать священником или епископом ? это не значит стать святым. Достижение святости ? это путь всей жизни, очень сложный и опасный как у альпинистов, на котором бывают и падения, и травмы, и даже гибель. В Церковь приходят, особенно в наше время, люди из ?мiра?, успевшие, изваляться в грязи и заразиться всякими духовными болезнями. За последние два десятилетия количество членов Церкви увеличилось в несколько раз. За тот же период практически ушло целое поколение людей ? носителей живой церковной традиции, закаленных в гонениях, прошедших войну и лагеря, веривших в Бога тогда, когда за это гнали и расстреливали.

Духовное состояние Церкви напрямую связано с духовным состоянием нашего общества. За короткое время открыты тысячи храмов и сотни монастырей. Их наполнили, понятно, не марсиане, а наши с Вами соотечественники, которые были пионерами, комсомольцами, членами КПСС и просто "любителями пепси". Был период, когда в нашей Московской епархии (не считая Москвы) ежегодно открывалось более сотни приходов, а семинарий было только две на всю Россию ? в Москве и Петербурге. В это время священников рукополагали без духовного образования, а многие из них сами еще были людьми малоцерковными. Конечно, не обходилось без скандалов: то там, то здесь выяснялись какие-то малоприятные вещи. Но надо отдать должное: за дисциплиной в среде священников и монашествующих в Московской епархии следили и следят очень строго.

Никак не могу согласиться с Вашими, Татьяна, обобщениями. По-Вашему получается, что все до единого священники заповедей и правил не соблюдают, блудят, как хотят, а особенно епископы и монахи. В нашей Московской епархии ежегодно проводятся епархиальные собрания, на которые съезжается более тысячи священнослужителей. Митрополит читает доклад, в котором говорит обо всех недостатках по службе и проступках священнослужителей и монахов за прошедший год. Одного или двоих священников запрещают в служении за какие-либо нарушения. Одного в год, а то и в два года извергают из сана. Напомню: в епархии около 1200 священнослужителей. Конечно, не все случаи нарушений доходят до начальства, но картина, вырисовывается совершенно другая. Я лично достаточно хорошо знаю около 50 священников. Не буду утверждать, что все они ангелы во плоти, но откровенных блудников, алкоголиков, или воров среди них нет. Конечно, приходится слышать о разных ?подвигах? своих собратьев, но все же ? это отдельные эпизоды, и журналисты, как правило, не упускают случая об этом пошуметь. В целом картина хоть и не радужная, но очень далекая от той беспросветной, которую Вы, Татьяна, нарисовали.

О монахах. Вы знаете, это прямо беда. Монастыри в прямом смысле этого слова осаждают всякие извращенцы, им там, будто медом намазали. Как потом выясняется, это, чаще всего, психически больные люди. Вот они в монастырях друг друга и находят. Как правило, их выявляют до пострижения в монашество и выгоняют из обители в 24 часа. В СССР до 1985 года было 19 монастырей, а в настоящий момент только в России действуют более 600. Понятно, что все они не могут быть образцовыми, но каждый епархиальный архиерей старается хотя бы один монастырь в своей епархии сделать образцовым во всех отношениях. Особо строго следят за порядком в ставропигиальных монастырях ? подчиненных непосредственно Патриарху.

Добавлю еще: уже несколько лет духовник нашей епархии, которому поручено исповедовать ставленников и их жен, тщательно исследует, нет ли канонических препятствий к рукоположению. И многих, знаю, не допускает до рукоположения в священный сан за добрачные и всякие прочие грехи. Так что работа ведется, Бог даст, будут и результаты. На последнем Архиерейском соборе был восстановлен запрещенный в советское время институт церковного суда. Это еще одно средство, для наведения порядка в церковной среде. И мы должны не злорадствовать и не осуждать (чтобы самим не попасть под осуждение), а всеми силами помогать Церкви справляться с ее болезнями. Но начинать надо? правильно ? с себя.