О приходе
Новости
Расписание богослужений
Реквизиты
История
Жития Святых
Фотоальбом
Вопросы священнику
Архив ответов
Иконописная школа
На вопросы отвечает священник Виталий
Вопрос:

    Батюшка, благословите!
    Простите, пожалуйста, за нескромный вопрос и вытекающую из него анонимность.
    Ранее считал, что в церковном браке не может быть запретных действий. Понятно, что речь не идет о прелюбодеянии или разного рода участии в оргиях (это грех, вне всякого сомнения), но все же интимная жизнь в браке, на мой взгляд, не должна обязательно сопровождаться обоюдной (зачастую наигранной) стыдливостью.
    Но недавно купил книгу "Исповедую грех, батюшка. Наиболее полный перечень грехов и способов борьбы с ними". В числе прочих грехов против заповеди "не прелюбодействуй" назван оральный секс. Причем написано, что участвующие в нем по церковным канонам отлучаются от таинств на 15 лет. Почти как убийцы! Правда ли это?
    И что это за церковные каноны?
    Еще раз прошу прощения за вопрос - просто в храме я бы не решился его задать.

 
Ответ:

Бог благословит, дорогой во Христе брат!
Не помню, кто сказал эту фразу: ?монашество и брак - не для всех, а целомудрие ? для всех?. Позиция Церкви в вопросах интимных отношений супругов довольно строгая, но в то же время достаточно гибкая. Все дело в том, что супруги могут находиться в разном духовном и физическом возрасте. Кроме того, у супругов может быть разный темперамент. И, наконец, в них действуют различной силы страсти. Поэтому, несмотря на церковные каноны, обязательные для всех, каждая семья решает свои интимные проблемы на исповеди с духовником индивидуально.

В древние времена (до 18 века) в православных странах духовником мог стать далеко не каждый священник. Требования к духовнику предъявлялись очень высокие. Кроме духовного опыта, личного благочестия, рассудительности было необходимо доскональное знание Священного писания и Церковных канонов, которые были собраны в книге под названием ?Кормчая?. В нее входят Правила Апостольские, Правила Вселенских и Поместных соборов, Правила Святых Отец. Имело хождение и множество других канонических сборников с практическими рекомендациями для духовников: за какие грехи, какие назначать епитимьи.

Если современный человек, даже христианин полистает эти книги, он очень удивиться, насколько сегодняшние представления о браке и супружеских отношениях отличаются от тех, по которым жили наши благочестивые предки. Понятно, что в наши дни нельзя буквально применять те правила и епитимьи, которые указаны в этих древних и авторитетных книгах. Однако нельзя совсем терять их из виду, иначе все понятия о том, что можно, а что нельзя сдвинутся.

Современный мир, а точнее те силы, которые им правят из-за кулис, развязали страшную войну против нормальных отношений между мужчиной и женщиной, против семьи и детей. Половые отношения у людей опустились намного ниже скотских, они стали содомскими, сатанинскими (садизм, мазохизм, некрофилия, и т.д.). Было бы большим нравственным достижением, если современные супруги или партнеры (вот еще словечко) избрали себе за идеал поведение животных, которые не стремятся избавиться от детей, имеют только одно положение при их зачатии, понятия не имеют ни об оральном, ни об анальном сексе, ни о чем другом в этом роде.

Странное дело, но люди даже гордятся тем, что у них такая богатая противоестественная фантазия. Свое нравственное разложение, свои мыслимые и немыслимые извращения они пытаются представить в виде ?искусства любви?. Если вспомнить, что у христиан имя Бога ? Любовь, тогда становится вопиющим это кощунственное словосочетание. Какая любовь? Какое искусство? Стыд, срам и позор, - вот нормальная реакция нормального человека на все эти выверты и издевательства над Образом Божиим в человеке. Подумайте сами, если Вы христианин и церковный человек: как ваша супруга после этого самого "орального" пойдет причащаться Тела и Крови Христовых "мерзкими и нечистыми устнами, и скверным и нечистым языком" (2 молитва ко причащению)?

Церковь не против того, что естественно, законно и благовременно. Церковь против того, что ПРОТИВОЕСТЕСТВЕННО, что унижает и оскорбляет ОБРАЗ БОЖИЙ в человеке. Задача христиан быть подобным Ангелам, нам же впору скотам завидовать, удивляясь их целомудрию.

Для примера я приведу несколько цитат из сборников Правил. Некоторые виды плотских грехов, широко распространенные сегодня, в древности, по-видимому, встречались редко, поэтому прямо в Правилах не упоминаются, или скрываются под понятием ?содомские грехи?, придется для них использовать аналогию. Так ?оральный секс? можно сравнить с ?двойной малакией? (малакия ? рукоблудие, онанизм), что является, очевидно, гораздо меньшим грехом, чем осквернение уст, которые при крещении были помазаны св. миром со словами ?печать дара Духа Святаго?, которыми молимся Богу, и причащаемся Св. Христовых Таин.

Святой Иоанн Постник в своем ?Номоканоне? в 10 правиле пишет: ?Кто совершит малакию, подвергается 40-дневной епитимии, которую должен проводить в сухоядении, делая ежедневно 100 поклонов?. Правило 11: ?Когда два, взаимно, сделают малакию, то наказываются, как за двойную малакию, 80-дневной епитимией?.

В исследовании проф. С. Смирнова ?Древне-русский духовник? публикуется несколько памятников древнерусской покаянной дисциплины. Вот некоторые пункты из памятника, условно названного ?Некоторая заповедь - худой номоканунец?:
?5. Всяк человек иже семя пущает в зло душегубца наречен будет.
6. Всяка жена вседающи на мужа 6 лет да покается, да поклониться 12 заутра, 12 вечер. И комкает (причащается) от пасхи до пасхи. Понеже Божий Образ оскверни.
8. Аще кто с женою сзади грех сотворит в скота будет наречен. Да поклонится 300?.
О том же в другом памятнике ?Аще двоеженец?:
6. Аще муж с женою блоудить ззади, а не лицем к лицю, опитемьи 2 недели, се бо скотьскы есть, вельми закон бранить. Аще кто не лишиться обычая сего, чюжь есть веры правыя, да не входить в церковь. Аще поп или дьякон, да извержется сана.

Если в наше время такие епитимии непосильны, то, по крайней мере, не будем оправдывать грехи, называть черное белым. Там в мiру пусть творят, что хотят и говорят, что хотят, но мы в Церкви должны хранить правильные божеские представления о том, что можно, и что нельзя. Мы, по словам Христа, соль земли, но если соль потеряет силу, ее выбросят на попрание людям. Кому нужна несоленая соль?