О приходе
Новости
Расписание богослужений
Реквизиты
История
Жития Святых
Фотоальбом
Вопросы священнику
Архив ответов
Иконописная школа
На вопросы отвечает священник Виталий
Вопрос:

    Архиерейский собор этого года призвал к диалогу не только с РПЦЗ, но и старообрядчеством. В докладе, зачитанном на соборе, говорилось, что необходимо восстанавливать и в нашей церкви древние православные традиции. Когда, наконец, и мы будем молиться так же, как на Святой Руси и в древней Византии?

    Елена
 
Ответ:

Давайте, Елена, немного помечтаем. Если Архиерейский собор решит с Нового года на всех приходах ввести старые обряды, и все православные с радостью их примут, и все священники и миряне изо всех сил будут стараться все исполнять ?по-старому?, и даже в этом идеальном случае мы все равно не станем Церковью XVII века. Еще Гераклит говорил, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку.

В середине 80-х годов прошлого века я присутствовал на богослужениях в Московском Свято-Даниловом монастыре. Обитель только возрождалась, традиций не сохранилось, и это дало возможность ?ревнителям старины? с согласия наместника проводить богослужения ?древним чином?. В храме полумрак, хор поет знаменным распевом, все певчие (в т.ч. миряне) в подрясниках, особый служитель с длинным шестом в руках то зажигает свечи на кованой люстре-хоросе, то гасит. Электричество есть, но его не включают. Священники, певчие и чтецы держат в руках свечи, чтобы читать и петь. Иконостасы новые, но в стиле XV века. Мне все это очень нравилось. Однако через некоторое время стали исчезать некоторые атрибуты старины: то на клиросе появится некто ?в штатском?, то свет включат, то еще что-нибудь сделают ?не по-старому?. Есть и издержки ? одежда и книги все свечами закапаны, в темноте кто-то по карманам и сумкам шарит, бабушки жалуются, что ничего понять из знаменного пения не могут, службы длинные ? люди не выдерживают. А потом вся эта ?старина? постепенно исчезла, точнее, ассимилировалась ? кое-что в иных формах осталось.

Лично мне старообрядчество как пласт русской культуры (причем живой!) глубоко симпатично, за исключением некоторых перегибов. Но насаждать его повсеместно неразумно и невозможно. В настоящее время в РПЦ есть достаточно много ?старообрядчествующих? монастырей и приходов, где практикуется знаменное пение и другие элементы древнего богослужения и благочестия. Это можно приветствовать, если в пределах получаса езды есть ?альтернативные? приходы. Пусть люди выбирают, куда им пойти, что им ближе по духу или по состоянию здоровья.

Кто спорит ? в современной богослужебной практике, пении, храмовом убранстве, живописи присутствует много западного, католического. От этого тлетворного духа, безусловно, надо освобождаться, но постепенно, не оскорбляя чувства тех, кто к этим формам привык и ничего ?православней? не видел и не слышал. Есть еще один нюанс. Много православных храмов XVIII ? XIX веков, а также икон, утвари, облачений являются шедеврами искусства и памятниками истории этого периода. Неужели мы как хунвейбины будем уничтожать свое наследие? Боже, упаси!

И последнее, но самое важное: молиться как на Святой Руси можно с равным успехом и в древнем монастыре и в космическом корабле. Главное в молитве - внимание, умиление и сокрушение сердца. Старые обряды хороши, но Церковь и с новыми обрядами не разучилась молиться, и духовной сути своей не утратила. Скажите, кого из старообрядцев можно поставить рядом с такими молитвенниками как свв. Серафим Саровский, Феофан Затворник, Игнатий Брянчанинов, Амвросий Оптинский? А в их синодальные времена о знаменном пении и прочих ?древностях? никто уже слыхом не слыхивал.

Посему не ждите, Елена, когда восстановят старые обряды, ничто не мешает молиться как на Святой Руси прямо сейчас.