3544:


    Батюшка Александр, благословите!

    Раздумываю над вашими ответами о воспитании детей и о результате, который получается.

    Вы пишите: «ведь именно мы воспитали детей. Поэтому все их недостатки – плод наших грехов и ошибок» (ответ на вопрос 3446).
    «Как воспитали, так воспитали» (ответ на вопрос 3017).

    У меня возникает вопрос - как могут быть разными дети от одних родителей с примерно одинаковыми методами воспитания, росшие в одной атмосфере и условиях?

    Вы не упоминаете о наследственных качествах, о генах, о свободе и произволении, что дарованы Богом человеку, также растущим детям. Действие среды, в которой растут дети, окружение, школа, товарищи, влияние бабушек-дедушек...
    Если ребенок ходил в церковь несколько лет, а потом перестал и стал хуже - не делит ли здесь ответственность наряду с родителями и церковь в лице конкретных батюшек?

    Мы с супругой ищем свои ошибки в воспитании теперь уже взрослых детей (27 и 20 лет), конечно, видим многие из них, в том числе благодаря вашим ответам и наставлениям, и за это искренне благодарны вам.
    Хочется правильно понять эти ошибки, покаяться в тех из них, которые до сих пор нам неведомы и не раскаяны. Но зачастую не понимаем, откуда, например, в сыне порой проявляется зло, между тем как в дочери при подобных обстоятельствах доброта, а то и смирение. Между тем, в сыне мы видим присущие ему в большей мере качества деда (отца матери), а не наши. А вот в дочери угадываются качества отца (меня) и прабабушки (моей бабушки)... Поступки, манеры, слова, характер наших детей отличаются, и мы не вполне готовы приписать все недостатки, им присущие, только тому, что они плохо воспитаны нами либо из-за наших родительских грехов, вместе с тем нисколько не сомневаемся в правоте ваших слов и рассуждений.

    Напрашивается ещё вопрос - как могли родиться у ветхозаветного Ноя разные по характеру дети - Сим, Хам, Иафет? Также, как и у Адама и Евы – Каин и Авель?
    Получается так, что наши предки их по-разному воспитывали, и что вложили в каждого, то и получили?

 
:


Бог Вас благословит, В...!

Уже множество раз приходилось писать в ответах на нашем сайте, что объективно волю Божию не знает никто. Субъективно же, со своей точки зрения, (если хотите, – с точки зрения своего спасения), она открывается верующему человеку именно через покаяние в своих грехах. Видя свои грехи, он может увидеть и праведные суды Божии в своей жизни. Пытаться же умствовать о воле Божией – вещь совершенно бессмысленная и злая. Конечно, можно рассуждать, как вы пишете, об окружении, школе, бабушках-дедушках, священниках, и проч. Это тоже имеет смысл – но не духовный, а практический.

Обстоятельства всегда, действительно, существуют. В частности, существуют и среди священников очень ложные представления о воспитании детей, да и вообще о христианской жизни. Недаром пока воцерковлённых людей у нас в стране по самым оптимистичным подсчетам не более 3%. Но кого утешат подобные рассуждения, когда мы смотрим, как мучаются без веры наши дети? В конце концов, и обстоятельства – дело не случайное. Их тоже посылает Господь.

Но если мы действительно хотим увидеть свои грехи, то искать надо не ошибки в воспитании, а саму ложь нашего сердца. Ошибки тоже существуют, но видеть свои грехи означает нечто принципиально большее, чем видеть свои отдельные ошибки. Однако чаще мы хотим удержаться в понимании своей праведности: вроде бы мы люди правильные, разве что иногда можем допустить какую-нибудь ошибку. Да и то навряд ли, ибо, как вы пишете, одинаково воспитывали и сына, и дочь, - следовательно, отрицательные качества сына взялись откуда-то извне.

Мало кто склонен видеть свои грехи. Поэтому даже и проповеди чаще говорятся на другом уровне. Примерно так: хотя ты и не понимаешь, почему Господь посылает тебе то, или это, а ты просто терпи, и не ропщи на Бога. Однако в святоотеческой литературе открывается и более глубокое понимание жизни – для тех, кто действительно стремится к истине. «Первое духовное видение, - говорит, например, свт. Игнатий (Брянчанинов), - есть видение своих грехов». Это и есть начало христианской духовной жизни, - хотя большинство людей и предпочитает смотреть в другую сторону, и гадать о судах Божиих по внешним обстоятельствам. Конечно, приятнее нам рассуждать о том, что во всём виноват прадедушка, в которого пошёл наш сын. Но может ли искренний человек во всём винить наследственность? Не хотелось бы затевать дискуссию в области биологии. По-видимому, эта наука имеет определённые достижения в области естественного наследования определённых свойств у растений и животных. Но понятия о наследовании человеческих качеств, очевидно, далеко выходят за рамки всякой науки. Поэтому сами по себе попытки объяснить свои проблемы наследственностью к истине не ведут. Удивительное дело – но даже в родословной самого Христа мы встречаем преступления, и грешных людей. Например, Соломон родился от Вирсавии после преступления Давида, а ещё ранее в родословной Христа мы читаем: Салмон родил Вооза от Рахавы; (Матф.1:5), где речь идёт, как принято считать, о блуднице Рахав, или Раав, которая приняла соглядатаев в Иерихоне, и спасла их. Понять Промысл Божий своим ограниченным умом человек не может. А вот увидеть свои грехи, и праведные суды Божии в своей жизни, может, - если захочет. Это открывает нам путь к истинной вере, и истинному Богопознанию, - хотя и не многие находят его. Однако истинное святоотеческое православие предлагает нам именно этот путь. Вот что пишет, например, свт. Иоанн Златоуст в своём толковании на слова из третьего псалма Господи! как умножились враги мои! Псалом этот имеет надписание: Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего (Пс.3:1). Т.е. Давид бежал, преследуемый собственным сыном.

«Но узнай, брат, - пишет Святитель, - причину, и сохрани свою душу; пусть это повествование послужит тебе к исправлению жизни; пусть это гонение на праведника будет ограждением для ума твоего. Узнай, почему Давид был гоним Авессаломом, дабы тебе, утвердившись на этом, как бы на основании, созидаться страхом Божием. Блаженный Давид в настоящем псалме имел целью научить добродетельной и целомудренной жизни: никогда не делать зла и не презирать законов Божиих, чтобы согрешивший не потерпел того же, что потерпел он сам. Давид бежал от сына своего, потому что удалился от чистоты; бежал от сына, потому что нарушил целомудренное супружество; бежал от сына, потому что убежал от закона Божия, который говорит: "не убивай, не прелюбодействуй" (Исх. 20:13, 14). Он ввел в дом свой чужую агницу, убив ее пастыря, (впал в прелюбодеяние и убийство), и агнец из собственного дома его стал бодать своего пастыря; он внёс войну в чужой дом, и из собственного дома его восстала против него война. Это не моё умствование, но изречение Божие; а где изъясняет Бог, там никто противоречить не может. А что действительно против Давида восстал сын его за то, что он убил Урию и взял жену его, о том послушай Бога, который сказал Давиду чрез пророка Нафана: "Я помазал тебя в царя над Израилем, и Я избавил тебя от руки Саула, и дал тебе… дом Израилев и Иудин: и, если этого для тебя мало, прибавил бы тебе ещё больше. Зачем же ты пренебрег слово Господа, сделав злое пред очами Его? Урию Хеттеянина ты поразил мечом; жену его взял себе в жену. И так не отступит меч от дома твоего во веки" (2Цар. 12: 7-10). Ты рассек мечом чужой дом, а я приготовлю меч на тебя в твоем доме: "вот, Я воздвигну на тебя зло из дома твоего", не откуда-нибудь извне, но "из дома твоего" (2Цар. 12:11). Откуда источник греха, оттуда и бич наказания. Итак, потому он бежал от сына, что сделался беглецом и изгнанником по отношению к заповеди Божией. "Псалом Давида", когда он убегал "от Авессалома, сына своего". Лучше показать причину войны, чем повествовать о самой войне, дабы нам, увидев падение праведника, самим предостеречь себя от падения и избежать подобного наказания. Многие ведь и ныне ведут войну в домах своих: один встречает войну от жены, другой осаждается сыном, иной терпит неприятности от брата, иной от слуги, – и каждый мучится, досадует, сражается, причиняет войну и поражается войною; но никто не думает, рассуждая сам в себе, что, если бы он не посеял грехов, то не возросли бы в доме его терния и волчцы, – если бы не подложил искр греховных, то не воспламенился бы дом его. А что домашние бедствия суть плоды грехов, и что исполнителями наказания грешнику Бог назначает домашних его, об этом свидетельствует божественное Писание, которого нет ничего достовернее. С тобою ведёт войну жена, при входе твоём встречает тебя, как дикий зверь, изощряет язык свой, как меч? Прискорбно, конечно, что помощница сделалась противницею; однако исследуй самого себя, не замышлял ли ты в юности чего-нибудь против какой-нибудь женщины, и вот оскорбление женщины отмщается женщиною, и чужую рану врачует собственная жена твоя. Хотя сама действующая не знает этого, но знает врач – Бог. Он действует на тебя ею, как (раскаленным) железом, и как железо не знает того, что делает, а знает совершающий железом врачевание – врач, так и здесь, хотя жена поражающая и муж поражаемый не знают причины поражения, но Бог, как врач, знает, что полезно. А что злая жена есть бич за грехи, об этом свидетельствует божественное Писание; оно говорит, что грешному мужу дастся злая жена (ср. Сирах, гл. 25 и 26). Она дастся ему, как горькое лекарство, истребляющее греховные соки. А что и нападения от детей суть также наказания за грехи, тому свидетель Давид, гонимый сыном своим Авессаломом за беззаконную связь, как показывают вышеприведённые слова. И что братья враждуют против братьев также за грехи, о том свидетельствует книга Судей. Когда некоторые из колена Вениаминова соблудили с наложницей путешественника, и она, не перенесши безмерной обиды, умерла, одиннадцать колен начали войну против одного; но так как одиннадцать колен отступили от Бога и прелюбодейно обратились к идолам, то все одиннадцать были побеждены одним коленом, и притом многократно были побеждаемы им одним, между тем как над ним одержали только одну победу, – и братья воевали с братьями, потому что Бог за грехи их разрушал средостение греха (Суд. 19 и 20). Когда одно колено соблудило с женщиной, а одиннадцать колен прелюбодейно обращались с идолами, то и те, и другие были истреблены Богом, как написано: "Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя" (Пс. 77:27). Таким образом, братья воевали с братьями за грехи. Когда братья нападают на тебя, то не столько сетуй на них, сколько смотри на самого себя, и тщательно исследуй, за какие грехи братья сделались твоими врагами. Впрочем, не все за грехи терпят нападения от братьев. Так Иосиф терпел нападения от братьев, но совсем не за грехи; и Иов подвергался наветам жены, но совсем не за грехи. (Но) у большинства людей домашние бывают врагами по причине грехов. Бывает, что и друзья за грехи обращаются во врагов, и прежде любившие начинают ненавидеть и отвращаться, потому что Бог попускает такую ненависть между ними по известным Ему причинам. …И рабы и подчиненные часто восставали на господ своих за грехи их. Так, посмотри, когда Адам еще не согрешил, тогда и звери служили и подчинялись ему, и он нарицал имена им, как рабам своим; а когда он запятнал лицо свое грехом, тогда звери не узнали его, и из рабов сделались его врагами. ...Таким образом, и восстание рабов бывает воздаянием за грехи. Праведен был Даниил, и львы признали владычество его; они видели его невкусившим греха, и оставили непричастным наказанию (Дан. 6:22). Согрешил солгавший пророк, и встретил его лев на пути и умертвил (3Цар. 13:24); Если бы лев увидел в нем пророка, подобного Даниилу, то почтил бы его; но он нашел лжепророка, и потому напал на него, как на чужого; владыка солгал – и раб отвергнул владычество его. Но что я говорю о домашних бедствиях, если и самое тело наше, которое всего ближе и любезнее нам, – если и оно порою враждует против нас, когда мы согрешаем, отмщая нам горячками и другими болезнями и страданиями, (Почему же мы знаем, что) раболепствующее тело наказывает владычествующую душу, когда она согрешает? Об этом свидетельствует Христос, который сказал исцеленному расслабленному: "вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже" (Ин. 5:14). Итак, узнав, братия, что войны от домашних, родных и рабов, и болезни телесные большею частью бывают за грехи, будем истреблять источник зол – грех. …Давид взял замужнюю жену, как чужое царство (ведь для всякого мужа единодушная жена есть царство, и не столько царь любит порфиру и диадему, сколько муж любит жену), – за то сын собственной жены его восстал на него, как тиран, намереваясь отнять царство у отца. Он взял насилием, и сам подвергся насилию; согрешил тайно, и обличен явно; ранил себя втайне, и при всех испытал на себе руку врача, по слову Божию: "ты сделал тайно, а Я сделаю это пред всем Израилем и пред солнцем" (2Цар. 12:12). Впрочем, злоба Авессалома не достигла цели, и справедливо, – дабы отцеубийцы не приняли поступка его за правило отцеубийства; но, послужив как исполнитель наказания, он был сам убит как осужденный. Как на зрелищах дикие звери на одних нападают, а другими сами убиваются, – так Авессалом, напавши на Давида, был убит Иоавом (2Цар. 18:14), и на высоком дереве повис тот, который превозносился пред отцом; удержан был растением тот, который восстал против корня; в ветвях запуталась ветвь, которая отломилась от отеческого расположения; удержан был за голову тот, который домогался овладеть головою родителя; висел как плод от растения тот, который хотел истребить виновника естества своего; поражен был в сердце и убит в то самое место, где замышлял убийство. Удивительное зрелище: едучи на лошаке, он был удержан густыми ветвями дерева за густые волосы, и ветви держали за волосы тирана, причиняя ему самому боль в том самом месте, на котором он хотел носить отеческую диадему. Можно было видеть, как Авессалом висел между небом и землею. Небо не принимало его, – потому что если оно отвергло первого возмутителя – диавола, то как оно могло принять второго возмутителя? Земля отвращалась от него, не терпя осквернения от ног отцеубийцы, – потому что если она поглотила Дафана, говорившего против Моисея, если разверзла уста свои на того, кто разверз уста свои на для зла (Числ. 16), то как она могла снести ноги, устремившиеся против родителя? Итак, когда Авессалом висел высоко на дереве, подошёл к нему военачальник Иоав и вонзил три стрелы в сердце бессердечного, и, таким образом, поразил его в то самое место, где было вместилище беззакония. И, когда тот висел высоко на дереве, Давид воспел ему прекрасную надгробную песнь: Видел я нечестивца грозного, расширявшегося, подобно укоренившемуся многоветвистому дереву; но он прошёл, и вот нет его; ищу его и не нахожу"(Пс. 36:35, 36).

Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего. Он убегал от сына не потому, чтобы боялся, но потому, что опасался убить его; он сам щадил его, как сына, но бывшие с ним не пощадили бы его, как возмутителя. Вот почему Давид, будучи гоним сыном и поносим за него Семеем (2Цар. 16), сам великодушно переносил всё; но так как многие соблазнялись о нём, особенно возмутившиеся вместе с Авессаломом восстали против него, как бы оставленного Провидением, и говорили: ныне Давид оставлен, совершенно лишен всякой помощи; ныне Бог отступил от него, как некогда от Саула. Как тогда Он отступил от Саула и был с Давидом, так ныне отступил от Давида и обратился к Авессалому; восстанем и нападем на него; нет для него спасения в Боге, – так как они говорили такие речи, то Давид, скорбя более об этом, нежели о дерзких поступках сына, вопрошает Бога: "Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня". Я осажден искушениями, окружен потоками зол, на меня сошёл дождь бедствий, пришли реки врагов, подули ветры злых духов, и напали на дом мой, стараясь отлучить от Тебя душу мою; но, утвержденный на камне веры, я не падаю. … Многие восстают на меня"? Тот, который от меня, против меня, но Ты – со мною. Против меня ведёт войну моя утроба, мой народ следует за Авессаломом, моё войско вооружается против меня, мои овцы сделались волками, агнцы – львами, ягнята – бешеными собаками, и овны – бодливыми волами; но я скорблю не о себе, а оплакиваю их погибель».

Конечно, пример этот взят из ветхозаветных времён, и говорит о грубом грехе. Но наши душевные грехи, большую часть которых мы даже и не замечаем, в не меньшей степени отлучают нас от Бога, и также приводят к печальным последствиям в нашей жизни. Однако увидеть их и понять может только сам человек. Если же он ничего в своей совести не видит, то приходится ему просто терпеть то, что посылает ему Бог. Рассуждения же о путях Промысла Божиего при этом теряют всякий смысл. Почему одни дети у нас такие, а другие – другие? Что толку гадать? Конечно, нельзя упрощённо понимать пути Промысла Божиего. Сам святитель Иоанн говорит, что не всегда можно понять страдания, как наказание за грехи. Ибо Пути Промысла Божиего неисповедимы. Их настоящий смысл невозможно понять ограниченным человеческим умом. Мы можем рассуждать о себе только со своей, субъективной точки зрения. И с нашей точки зрения праведные суды Божии посылают нам те или иные скорби именно по нашим грехам. Это и есть христианское понимание покаяния, которое открывает человеку путь спасения. Ещё раз хочется повторить: здесь речь идёт не о полном объективном познании Промысла Божиего, что невозможно для человека, - но о том, что мы реально можем увидеть в себе, и в своей жизни.

Рассуждения же о своих проблемах с точки зрения фарисейской праведности ни на йоту не приближает нас к Богу. В них нет истины. Суды Божии, это не суды наши. Например, хотя вы и пишете об отрицательных качествах сына, и положительных дочери, - кто из них на самом деле ближе к покаянию и вере, знает только Господь. Поэтому даже в том случае, если мы не видим праведных судов Божиих в своей жизни, лучше нам просто любить своих детей, и молиться за них.