О приходе
Брошюры
Вопросы священнику
Темы ответов по алфавиту
Архив ответов
На вопрос отвечает священник Александр Любимов
Вопрос 3503:


    Здравствуйте, отец Александр! Я учитель, работаю в школе. В последнее время постоянно испытываю давление со стороны администрации. Начальство не просит, а требует ставить высокие оценки: им не нужны проблемы с родителями, нужен высокий рейтинг школы и пр. Это настолько развращает учеников, что они понимают: можно весь год дурака валять, а оценка будет "достойная". Как поступать в такой ситуации? Отстаивать своё мнение - потерять работу (работа по контракту); идти на поводу администрации - исказить саму суть образования и воспитания. Пыталась поступать по совести, нажила кучу проблем, прослыла скандальной. Мне друзья говорят: "Зачем тебе это надо? Правды не добьёшься. Ставь, что просят. Тебя уберут, придёт другая, будет делать, "как надо", систему не изменишь." Как быть?

 
Ответ:


Бог вас благословит, Т…!

В своём вопросе вы не написали главного. Ведь смысл работы учителя не в борьбе за справедливость в школе, и не в правильных оценках, а в любви к детям. Любовь всегда ведёт нас на голгофу. Но если любить детей, и душу свою положить за них, как этому учит нас Евангелие, то проблема оценок приобретёт совсем другой смысл, и перестанет нас мучить.

Пока же вы рассуждаете только с точки зрения формальной справедливости. Но и с этой точки зрения нужно со смирением относиться к существующим проблемам. Ведь понятия о справедливости у нас всегда бывают субъективными, и напрямую связаны с нашими интересами. Например, вам удобнее было бы просто сидеть, и с чувством собственной правоты расставлять справедливые оценки. А дирекции школы нужно заботиться о том, чтобы школа существовала, процесс обучения в реальной ситуации всё-таки шел, а для этого надо отчитываться. С администрации школы ведь спрашивают точно так же, как и она спрашивает с вас. С другой стороны, родители, которые не могут заставить своих детей прилежно учиться, всё-таки хотят, чтобы они школу кончили, и имели перспективы для дальнейшей работы и учебы. Они тоже по-своему правы, ибо хотят сохранить своих детей, которые могут прийти в себя и понять необходимость образования только через много лет. К сожалению, дети сейчас развращаются быстро, а восприятие жизни у них нередко долгие годы остаётся на уровне детского сада. Но у каждого ребёнка при этом есть своя правда, которую, на его взгляд, взрослые не понимают.

Как исправить ситуацию? В чем правда? Нужно менять управление образования, которое спрашивает отчетность, а с ним вместе и всё правительство страны. Также, очевидно, придётся поступить и с родителями, которые не могут воспитать своих детей, - словом, гнать надо всех нас, включая и педагогов, которые не могут ничего сделать для воспитания детей, кроме выставления справедливых оценок. Конечно, за такую правду бороться было бы совершенно бессмысленно, и ваши друзья справедливо говорят, что правды всё равно не добьёшься. Да и в чём она, наша формальная правда? Действительно, нравственных ориентиров у нас в стране сейчас нет, нет веры, нет справедливости и законности. Да и вообще мир лежит во зле. Поэтому правда может состоять только в том, чтобы нести свой крест, и на своём месте делать то благое, что мы можем. В вашем случае это означает: любить детей, и помогать им в их нелёгкой жизни. Это гораздо труднее любой борьбы за справедливость. Но если кто-то приходит к вере, и хочет последовать за Христом через выполнение Его заповедей, то ему не отделаться лишь формальным выставлением отметок.

ШКОЛА