3449:


    <…>
    Уже 5 лет, как <…> периодически возникают два вопроса: «уехать жить в сельскую местность» и «отдать ребенка в православную школу-пансион».
    <…>Но, думаю, эти приюты действительно нужны для детей без родителей, без семьи, из асоциальных семей. Неужели наша – такая? (По словам папы мы можем воспитать только хаос, раздражение, и т.п.) Не хочу отдавать ребенка за 400 км в приют. <…>

 
:


<…> В вашем письме обращает на себя внимание открытое стремление уйти от ответственности в воспитании детей. «По словам папы, мы можем воспитать только хаос, раздражение, и т. п.», - пишете вы. На самом деле это уклонение не только от воспитания детей, но и от решения своих проблем вообще. Слова эти имеют как бы такой смысл: конечно, мы не можем жить христианской жизнью, так пусть наших детей научит ей кто-нибудь другой. В этой мысли нет ничего, кроме лицемерия. Если уж мы верим в Христа, то надо приложить все силы к тому, чтобы жить по своей вере. И если мы любим своих детей, то хотя бы ради них обязательно постараемся исправить свою жизнь перед Господом. Но мы ищем других путей. Получается, что мы не любим ни Христа, ни детей. Решить внешние проблемы, не решив внутренние, невозможно. Ведь если мы сами не обретем мира и любви в семье, то, действительно, ничего благого не сможем воспитать в детях. Ибо если дети не будут видеть любви у себя дома, то нигде больше не узнают, что это такое. Кто может любить детей больше собственных родителей, и кого могут любить дети, если не любят собственную маму и папу? Пытаясь обойти эту проблему через воспитание детей на стороне, мы неминуемо пожнем горькие плоды своего заблуждения.

Сама по себе мысль воспитывать детей не в семье, а в каких-то специальных пансионах, является крайне деструктивной, разрушающей самую основу нормальной христианской жизни. В традиционном христианском обществе, например, до революции в России, детей, действительно, иногда отдавали в учебные заведения, в которых они воспитывались и жили, приезжая домой лишь на каникулы или праздники. Однако это имело совершенно иной смысл, чем тот, который имеет в виду ваш муж. Детей отдавали учиться совсем не потому, что дома они не видели ничего, кроме хаоса и раздражения. В семье они получали всё, что и должны получать – любовь, и мир, и веру. Учиться же их отдавали для того, чтобы они могли лучше войти в жизнь общества, и занять в нём соответствующее место. Современное же воспитание в православных приютах при монастырях или храмах имеет обратный смысл. Оно пытается подменить собой воспитание в семье, к чему стремится и ваш муж. При этом оно пытается противопоставить ребенка обществу. Это тоже соответствует стремлениям мужа, который ищет именно изолированных от внешней жизни православных общин. Однако соответствует ли это реальным задачам воспитания детей? И захотят ли сами дети жить в этой изоляции? Её предлагают с мыслью уберечь их от злой и развращенной жизни в миру. Весь окружающий мир представляется злом, и лишь наша маленькая община – островком, где живут добрые и верующие люди. Однако имеет ли такая гордая и человеконенавистническая позиция что-либо общее с христианством? Какой христианин скажет, что вот – я хороший, а весь мир плохой? Что, кроме самого безнадёжного ханжества, она может воспитать? Детей не учат жить и творить заповеди в реальном мире, а учат лишь бояться его и осуждать. Хотя мы и читаем постоянно в Евангелии: Не судите, да не судимы будете (Матф.7:1).

Как ни крути, а никуда нам не деться, и если мы хотим иметь хотя некоторое утешение и любовь в своей жизни, и воспитать детей, нам придется решать свои настоящие внутренние проблемы. Именно они, а не внешние обстоятельства, вносят хаос и раздражение в нашу жизнь. Поэтому искать решения своих проблем надо не в Москве, и не в деревне, и не в православном пансионе, а в своём сердце. От себя не убежишь, и все наши проблемы всегда будут следовать за нами, куда бы мы ни поехали. Да и внешние обстоятельства по существу везде одинаковы, ибо везде мы имеем дело с падшим человеческим родом, и с теми же страстями, хотя иногда и украшенными православной атрибутикой.

Сменить Москву на деревню, в принципе, возможно. И осуществить это желание вполне реально, ибо во многих деревнях можно купить дом, по московским меркам, за бесценок. Однако надо трезво отдавать себе отчет в том, что в деревне вы тоже встретитесь со многими тяжелыми проблемами, и я бы посоветовал хорошо подумать, сможете ли вы их понести. Мысль сдавать квартиру в Москве и жить на эти деньги в деревне на самом деле тоже является лишь попыткой уйти от внутренних проблем. Получается, что человек хочет жить как бы постоянно на даче, не зарабатывая себе на хлеб. Однако жизнь рантье на самом деле невозможно совместить с христианством. Христос предлагает своим последователям активную жизненную позицию, труд, и служение людям. Воспитать же детей, и дать им нормальное образование в деревне будет очень нелегко.

Но хуже всего будет, если вы попадете в «православное» поселение по типу секты, а всякая община, противопоставляющая себя обществу, неминуемо имеет такую тенденцию.

Остаётся еще ваш главный вопрос: что в такой ситуации делать именно вам? Здесь тоже надо стараться решать свои внутренние проблемы – т. е. учиться нести свой крест жены и матери. Тогда Господь обязательно поможет вам помогать мужу, и сохранить любовь в своей семье. Не надо впадать в крайности, ибо ни жизнь по образу «жены декабриста», ни противопоставление своего желания стремлениям мужа, не приведут к благу. Надо искать, как иногда говорят, царский путь – путь смиренный и разумный, избегающий крайностей и страстей.

Да поможет вам Господь найти этот путь и идти им в своей жизни!

ДЕТИ - Воспитание, ЦЕРКОВЬ - Церковные организации, общины и мероприятия