О приходе
Брошюры
Вопросы священнику
Темы ответов по алфавиту
Архив ответов
На вопрос отвечает священник Александр Любимов
Вопрос 3447:


    Здравствуйте! Я нашла обсуждение новости о семинаре на тему миссионерства. Это ссылка на скриншот этой новости. На сайте ее сильно сократили: http://pics.livejournal.com/voiceoftheworld/pic/00016gdw
    Скажите, в православии миссионерская работа действительно ведется подобным образом?

 
Ответ:


Когда говорится о миссионерской деятельности, речь, действительно, нередко идет о чем-то формальном и искусственном. Сам термин как бы отделяет миссионерскую деятельность от остальной деятельности Церкви. Этим он даёт возможность изучать её как отдельный предмет, и преподавать в учебных заведениях. Если же вернуться к целостной православной традиции, то лучше говорить о проповеди веры, или свидетельстве о ней. Традиция Церкви сама по себе противится всему формальному и искусственному. Если же мы всё-таки хотим обязательно использовать это западное слово, то можно сказать, что вся деятельность любого священника – это миссионерская деятельность. Вот, я сейчас отвечаю на вопросы. Что это такое, если не миссионерская деятельность? Может ли священник не стремиться всей своей деятельностью проповедовать веру? Если он этого не делает, то он не только плохой священник, но и плохой христианин. Ибо любой верующий человек всегда всем сердцем хочет, чтобы все, с кем ему приходится общаться, узнавали веру, и принимали её своим сердцем.

Беда в том, что не всегда мы можем понять этот путь в соответствии с православной духовной традицией. Чаще мы действуем по своим страстям. Поэтому начинаем или постоянно спорить о вере, или, убедившись в том, что это не приносит благих плодов, замыкаемся в себе, и думаем ограничиться лишь своим личным спасением. Однако если при этом человек профессионально занимается богословием, то оказывается вынужденным всё-таки иногда сидеть в аудитории, и изучать вопрос о том, как проповедовать веру. Тут и возникает научный метод западного богословия, и термин «миссионерство».

Формальный подход к вере, свойственный академическому изучению, действительно, трудно сочетать с православной духовной традицией. Однако надо сказать, что существуют всё-таки гораздо более удачные примеры, чем приведенный вами. Не говоря уже о том, что в той же Духовной Академии служит, например, такой проповедник, как Алексей Ильич Осипов, лекции которого не имеют ничего общего ни с административным ресурсом, ни с западной схоластикой.

По-видимому, однако, приносит некоторый плод и методология миссионерства, приведенная в вашем примере. Для многих людей, воспитанных при социализме, формальный метод и административный ресурс оказываются гораздо ближе и понятней, чем православная духовная традиция. Господь всё обращает на благо тем, кто ищет веры.

Также надо заметить, что всегда бывает неудобно критиковать людей, которые, так или иначе, упорно трудятся, пытаясь проповедовать веру. Критиковать-то легче всего. Делать же что-либо гораздо труднее.

ВЕРА - Привести к вере, МИССИОНЕРСТВО, ОБРАЗОВАНИЕ - Духовное