3174:


    Здравствуйте, отец Александр.
    Я бы хотел задать такой вопрос: в Таинстве Покаяния Христос прощает грехи человеку - почему же мы постоянно просим у Бога прощения грехов, и о каком долге еще пишут святые отцы - например, Иоанн Лествичник - "В первую ночь, по вступлении своем в сию обитель, он видит во сне, что некоторые истязывают его за долг, и будто, по окончании сего страшного истязания, он остался должен сто литр золота. Пробудившись от сна, он рассуждал о виденном, и говорил сам себе: смиренный Антиох, (это было имя его), поистине еще много остается на тебе долгу. ?Прожил я, говорил он, в этом общежитии три года, беспрекословно исполняя всякие послушания, и будучи всеми уничижаем и оскорбляем как пришлец, (ибо кроме меня там не было другого чужестранного монаха). Тогда опять вижу во сне, будто некто дал мне свидетельство в уплате десяти литр моего долга. Пробудившись, я понял видение, и сказал себе: еще десять только? когда же я все выплачу? Бедный Антиох! тебе нужен больший труд, и большее бесчестие!" - ОБ ИОАННЕ САВВАИТЕ ИЛИ АНТИОХЕ - СЛОВО 4.О блаженном и приснопамятном послушании.
    И во многих других местах встречаются слова о каком-то долге.
    И еще вопрос - нам нужно плакать о прощеных грехах?

 
:


Кто имеет уши слышать, да слышит! - неоднократно восклицает Господь, объясняя своё учение людям. Евангелие можно понять только духовно, поэтому его можно слушать, но не слышать, что оно на самом деле говорит. В пример слышания веры Господь поставил детей, которые еще не заражены лукавством этого мира, и могут слышать то, что говориться о вере. (Матф.11:25).

С точки зрения ребенка вопрос о последствиях наших грехов решается сам собой. Например, ребёнок разбил чашку. Он просит за это прощения, и мама его прощает. Но ведь это не значит, что чашка снова стала целой, как будто и не разбивалась. Последствия наших грехов всегда остаются, и требуются немалые усилия, чтобы их уврачевать. По большому счету, для этого нужна вся жизнь. В этих последствиях выражаются праведные суды Божии. Если даже нам удаётся склеить разбитую чашку, то всё равно чашка остаётся не целой, а лишь склеенной. Господь прощает нас, но если забыть, что чашка склеенная, то она может снова развалиться у нас в руках. Для человека, который действительно обратился к покаянию, совершенно очевидно, что он должен нести последствия своих грехов. Это и означает: нести свой крест. Хотя покаяние избавляет нас от многих бед, избавиться от своего креста не может никто. Так и того человека, которому Господь сказал: ныне же будешь со Мною в раю (Лук.23:43), Он не снял с креста, и тот даже не просил Его об этом.

Понимая духовный смысл покаяния, естественно можно понять и образ долга, который иногда употребляется в Священном Писании и святоотеческой литературе. Этот долг, собственно, и означает необходимость несения своего креста. Но образ долга может иметь еще и аскетический смысл. Призыв Господа к тем, кто имеет уши, слышать, - относится также к способности слушать свою совесть. Если мы её действительно захотим услышать, то нас не будет удивлять желание плакать о своих грехах. К тому же искренний человек видит, что он и не отходит от грехов. Только если совсем не слушать свою совесть, можно удовлетвориться тем, что мы раскаялись в грубых грехах, и отошли от них. Страсти ведь продолжают мучить в нас, подобно истязателям, о которых пишет Иоанн Лествичник. Поэтому для того, чтобы действительно очистить своё сердце, нам нужно немало потрудиться. Это тоже долг, который приходится отрабатывать грешному человеку.

На исповеди в первую очередь мы каемся в грубых грехах, которые человек совершает по своей злой воле. В таинстве исповеди эти грехи прощаются, и если человек действительно имеет веру, то он отходит от них. Например, если он воровал, то раскаяться в воровстве означает для него - больше не воровать. Но если речь идет о греховных немощах, одолевающих весь людской род, то ни на какой самой подробной исповеди перечислить их невозможно. Верующему человеку регулярная исповедь в них нужна для того, чтобы правильно понимать себя, и бороться со своими страстями. Она готовит нас к причастию Святых Таин, которые несут нам исцеление души и тела, как мы читаем в молитве перед Причастием. Поэтому исповедь не может упразднить необходимости постоянного покаяния в своих грехах, - если хотите, то для уплаты того долга, о котором вы прочитали у Иоанна Лествичника.

Формальный же подход к духовной жизни лишает её смысла. Что ответить на вопрос: нужно ли плакать о прощеных грехах? Плач о своих грехах, собственно, и свидктельствует о том, что они прощены. Ибо если человек не плачет о них, значит, он еще не обратился к покаянию. Апостол Петр, как говорят, всю жизнь плакал каждый раз, когда слышал пение петуха, хотя Господь не только простил его отречение, но и вернул ему апостольское достоинство. О плаче много написали Отцы. В частности, в Лествице, из которой вы привели цитату в своём вопросе, есть глава о радоствотворном плаче. Лествица, впрочем, является книгой, написанной для иноков. Для мирского человека она остаётся во многом непонятной, о чем свидетельствует и ваш вопрос. Поэтому, может быть, вам лучше читать книги Отцов, более понятные мирянам.

ГРЕХ - Грубый грех и немощь, ДЕТИ - Как пример веры и правильного отношения к миру, ПЛАЧ О ГРЕХАХ, КРЕСТ - Несение своего креста - Как несение последствий своего греха, ИСПОВЕДЬ - Перечисление грехов, РАЗБОЙНИК РАСПЯТЫЙ ВМЕСТЕ С ХРИСТОМ