О приходе
Брошюры
Вопросы священнику
Темы ответов по алфавиту
Архив ответов
На вопрос отвечает священник Александр Любимов
Вопрос 3063:


    Здравствуйте!
    Однажды на этом сайте прочитала в ответах священника, что отказывать мужу в супружеских отношениях - это "страшная ошибка", и неприемлемо для православной супруги. Хотелось бы спросить: в православном понимании семьи желания супруги что-то значат, или она должна лишь следовать желаниям мужа? От него совершенно не требуется учитывать, хочет или нет в определенные моменты жена супружеской близости? Ведь в самом понятии "не отказывать" заключено какое-то насилие над человеком. Если женщина обязана совершать иногда над собой такое усилие, то почему бы иногда и мужу не отнестись с пониманием к душевному или физическому состоянию женщины и "потерпеть"? Спасибо

 
Ответ:


К сожалению, я могу только гадать, почему вы решили, что в христианской семье от мужа не требуется учитывать состояние жены, и проч. Логики в этом утверждении нет, ибо из постулата о том, что жена не должна отказывать мужу, совсем не следует, что муж должен плохо относиться к жене. Уверенность в том, что муж обязательно будет злоупотреблять своими правами говорит лишь о состоянии нашего сердца. по-видимому, оно в большей степени ориентируется на эгоизм и злобу, чем на любовь. Поэтому и брак, мы представляем себе лишь как сожительство двух человек, каждый из которых хочет использовать другого в своих целях. Смысл же христианства состоит как раз в том, чтобы не жить по своим страстям, и постараться положить в основание своей жизни любовь.

Именно на любви основано и христианское учение о браке. Всякая жена, даже если она никогда ничего не слышала об учении Церкви, прекрасно понимает, что отталкивая мужа она наносит их взаимоотношениям непоправимое зло. Но из этого совсем не следует, что муж должен пользоваться женой как вещью. Ведь к нему не в меньшей, а даже, может быть, в большей степени обращена заповедь о любви к жене. Вступая в брак, он должен поступать ровно наоборот, чем это излагаете вы в своём вопросе: не только, как вы пишете, учитывать желания жены, и относиться с пониманием к её душевному и физическому состоянию, но, если это потребуется, и жизнь отдать за неё.

Об обязанностях мужа и жены говорит апостол Павел в первом послании к Коринфянам. Начинает он как раз с обязанностей мужа: Муж оказывай жене должное благорасположение, - пишет он, - подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж, - пишет он далее, - равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе (1Кор.7:4,5). В христианском понимании брака это означает: храните любовь друг ко другу, и не идите на поводу у своей злобы и эгоизма.

В отсутствии же любви, рассуждения эти могут приобрести извращенный смысл. Вы поняли их даже как санкцию на произвол, и узаконенную возможность насиловать жену. Но на самом деле апостол говорит жене о том, как ей выразить свою любовь к мужу. Мужа же Апостол отнюдь не призывает злоупотреблять любовью жены. Совсем наоборот: Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы, - говорит он в послании к Колосянам (Кол.3:19). А в послании к Ефесянам прямо требует от мужей жертвовать собой ради жены: Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф.5:25).

В современном мире взаимоотношения мужа и жены понимаются, как правило, совсем в другой плоскости. Говорится лишь о равноправии, разделении имущества, и других юридических правах женщины – например, заниматься тем, чем она хочет, развлекаться, как хочет, противостоять желаниям мужа (о чем пишете и вы), , и проч. Женщины, понимающие брак лишь как сожительство, или просто живущие в сожительстве с мужчинами вне брака, здесь по-своему правы. Иначе в условиях жесткой борьбы интересов жить невозможно. Однако христианский брак имеет совсем другой смысл.

Надо сказать, что в нормальной семье, которая живет любовью, проблемы, поднятые вами, решаются сами собой. Они приобретают патологический характер лишь тогда, когда речь идет не о любви, а о стремлении жены, или сожительницы, жить так, как она хочет, не смотря на мужа. При этом, действительно, интересы у неё становятся совсем другие, и её душевное состояние, как вы пишете, может отталкивать её от мужа, а его желания могут вызывать сильные негативные эмоции. То же самое, кстати, происходит и с мужем. Если он живет своей жизнью на стороне, то к супружеским отношениям обычно охладевает. Так и разваливаются семьи. Поэтому если муж проявляет желание супружеской жизни, жена, которая любит мужа, и хочет сохранить семью, будет этому только радоваться, даже если она, например, и устала. Но если супруги действительно искренне живут в браке, и хранят верность, то они, наоборот, стремятся друг к другу, и проблему, описанная вами, их любовь легко преодолевает.

Однако рассуждать о христианском понимании брака можно только относительно верующих людей. В мире, который живет по своим законам, это становится занятием малопродуктивным и даже опасным. Человек может извратить это понимание до неузнаваемости, и творить под флагом православия откровенное зло. Во главе угла всегда стоит вера. Отношение человека к браку и к ближнему всегда является плодом его веры, и тех нравственных ценностей, которыми он живёт.