О приходе
Брошюры
Вопросы священнику
Темы ответов по алфавиту
Архив ответов
На вопрос отвечает священник Александр Любимов
Вопрос 2835:


    Здравствуйте, очень долго просматривала сайт и искала хоть что-то похожее на мою ситуацию, но ничего не нашла. Прошу вас, помогите, пожалуйста, дайте ответ, как поступить, как быть дальше. У меня такая ситуация. В 2002 году я вышла замуж, не по любви, просто потому что нужно было уже заводить семью, очень хотела детей, муж мой женат не был, но до меня он жил с девушкой, и у них есть совместный ребенок, но отношения никак у них не складывались, они ссорились, каждый день ругались и даже дрались. Он ушел от нее, через полгода мы поженились, я забеременела, и через месяц после свадьбы он ушел от меня, просто однажды не пришел ночевать и все! Девять месяцев он жил там, не знал куда себя деть, ходил по родным и знакомым и говорил, что ничего не понимает, как все произошло, что отношений все равно никаких так и нет, очень жалел, что так поступил, потом она уехала из нашего города, и он вернулся ко мне, официально мы не были разведены, но ничего не налаживалось, мы были чужими, хотя о том, что чужие, я пишу сейчас, а тогда казалось, что родные и так было больно, что ничего не можем поделать, у нас был сын, но он нас нисколько не сближал, мы выясняли отношения, и это очень сказывалось на ребенке, он у нас родился очень тяжелый и вообще не спал ночами. У нас ничего не складывалось, а я снова забеременела, он уехал к ней в другой город, я родила второго сына. Через год мне позвонил его брат (ОТЦЫ У НИХ РАЗНЫЕ, А МАТЬ ОДНА) и спросил можно ли ему приехать из N, чтобы устроиться у нас на работу, он по образованию нефтяник, а у нас нефтяной город, я дала согласие, и он приехал искать работу. А с его братом мы уже официально развелись, брак был не венчанный. Когда я ходила в храм к батюшке, то он мне сказал, что иначе быть не могло, брак был не венчан, и поэтому так получилось, Бог не дал вам своего благословения, отсюда такой результат. Мой муж так с той девушкой и не живут вместе, он где-то снимает квартиру, она живет у бабушки, постоянно ссорятся, в общем, жизни никакой нет.
    Приехал его брат, и я увидела, каким должен быть настоящий мужчина, он делал все по дому, играл с мальчишками, во всем помогал, делал все, что его брат никогда не делал и даже не думал делать. Я радовалась и постоянно чего-то боялась. Его мать (моя свекровь) - очень верующий человек, она его приобщила к вере, он держал с ней посты, очень часто молился, старался всегда всем угодить, помочь и очень уважительно относился ко всем старшим. Он младше меня на пять лет, но я не чувствую этой разницы, потому что он ведет себя как настоящий взрослый мужчина. Он устроился работать вахтовым методом, месяц через месяц, и не хотел ехать к матери домой на свободную вахту, все находил себе работу, то балкон обшивал, то по дому что-нибудь да делал, домой ехать не хотел, а если иногда приезжал, то свекровь звонила и говорила, что зря приехал, видно, как он рвется в N, к нам. Через шесть месяцев, после того как он приехал, у нас случилась близость, мы сопротивлялись, но не смогли устоять, стали тайно встречаться и никому об этом не говорили. Все хихикали, подшучивали, выпытывали, но мы ничего никому не говорили, а тайком любили друг друга. Прошел год, этим летом мы договорились, что всем расскажем и станем жить в открытую, мы отдыхали на море, все было хорошо, мы хотели быть вместе, он уехал первый на машине, потом мы улетели, встретились в N, он был сам не свой. Он поговорил с мамой, она сходила к батюшке, и ей сказали, что это очень большой грех, что это кровосмешение, что на детях будет ужасное проклятье, что нам ни за что нельзя быть вместе, немедленно ему нужно собирать чемоданы и уезжать от меня из нашего города, что это просто блуд, что ни о какой любви не может быть и речи, что все родственники с ним поругаются, и что даже если мы пойдем всем наперекор, то ничего не будет. Сейчас его никто не узнает, он всегда был такой веселый, нежный, заботливый, а теперь у него ни к чему не лежат руки, он собирается увольняться и уезжать из нашего города, продавать машину, забросил институт, не хочет учиться, он просто какой-то зомби, принимает на дню по несколько решений и не знает, как ему быть, мне тоже безумно больно, я никак не пойму, как так жестоко нас могла разлучить церковь? Почему ломается и рушится судьба такого родного и близкого мне человека, и я не могу ему ничем помочь, потому что он очень прислушивается к словам священников и церкви? Почему священники берут на себя власть говорить человеку, который любит - уходи, - это грех? Почему ни один не сказал, что можно? Объясните, пожалуйста, в чем наш грех, если мы будем вместе, если у моих детей будет рядом такой человек, ведь он им родной дядя? Какое в этом может быть кровосмешение? Какие из десяти заповедей мы нарушаем? (сейчас, да, я знаю, мы живем во грехе, но если бы мы обвенчались, но все батюшки говорят, что нам нельзя венчаться), почему, скажите, почему? Заранее, огромное спасибо, Вам за то, что прочитали мой крик, напишите мне, пожалуйста, если можно хоть как-то, хоть чем-то нам помочь, мы очень этого хотим, у кого нам попросить разрешения на венчание, что нужно сделать?

    С уважением Е… и М…
 
Ответ:


Выяснения канонической возможности брака имеют смысл только для верующего человека. Вы же ставите себя в неразрешимое противоречие: с одной стороны, жить в заповедях Божиих не собираетесь (а именно жизнь в заповедях Божиих является признаком веры), - с другой, обращаетесь в Церковь за разрешением своих проблем.

Имели бы мы веру, мы бы никогда не попали в столь тяжелое положение. Скажем, не вступили бы в незаконное сожительство со своим будущим мужем, причем тогда, когда он жил с другой женщиной, и имел от неё ребёнка. Спросить совета можно было бы и перед тем, как выходить замуж за человека, который уже имел незаконное сожительство, ругался, дрался, и бросил свою сожительницу вместе с ребенком. На что можно было рассчитывать, вступая с ним в брак, причем без любви? Потом посоветоваться можно было бы, например, перед тем, как снова принимать мужа, который просто ушел через месяц после свадьбы, без всяких объяснений, и не был девять месяцев. Не спрашивали вы совета и перед тем, как давать своё согласие его брату жить в своей квартире. Всё это вы делали совсем не интересуясь ни заповедями Божиими, ни советами. Верующий человек, который регулярно исповедается и причащается просто не смог бы столь чудовищным образом разрушать свою жизнь. Вы же к священнику, по вашим словам, ходили только для того, чтобы увериться, что брак ваш распался. Спросили бы тогда у батюшки: можно теперь я буду жить с братом мужа, он ведь настоящий мужчина, будет помогать по дому, играть с детьми, и проч. - нетрудно догадаться, что посоветовали бы вам. Ведь совершенно очевидно, что этим поступком вы просто обрекали себя на смертный грех.

Не вы первая, глядя на запретный плод, послушали древнего змея: Гляди, какой он приятный для глаз и вожделенный (Быт.3:6). Он и по дому всё делает, и с детьми играет, во всем помогает – вот таким и должен быть настоящий мужчина! После того, как вы с этими доводами согласились, – не мудрено, что дьявол так завладел вами, что сейчас эта страсть кажется вам единственным смыслом жизни. Так, например, у наркомана остается одно желание – получить дозу. Хотя он знает, что наркотик – это именно то, что его убивает.

Грех губит человека еще и тем, что, живя грехом, мы лишаем себя надежды найти нормальную жизнь. Если бы вы не жили с братом мужа, то оставляли бы себе надежду выйти замуж, или несли бы свой крест, оставаясь вдовой, что для верующего человека тоже имеет смысл. Но сейчас всё это для вас как бы не существует. Однако не надо быть пророком, чтобы сказать, что гореть этот огонь будет только до того времени, как дьявол убедится, что погубил вашу жизнь. Лишь тогда, когда уже ничего невозможно исправить, у человека, обычно, открываются глаза на реальное положение дел. Страсти помрачают наш ум только до тех пор, пока остаются беззаконными, тайными, и не удовлетворяются до конца. Потом наступает прозрение, и прозрение это всегда бывает очень горьким. Хотя и тогда остается путь покаяния, - но обратиться к нему бывает стократ тяжелее, потому что ближе уже оказывается не покаяние, а отчаяние. Поэтому надо понимать заповеди Божии не как запреты, а как некоторое предостережение: не надо этого делать. Примерно так: не садись на горячую сковородку. Или: не прыгай с третьего этажа. Человек может думать: как всё это приятно для глаз и вожделенно! Солнышко светит, птички порхают, вот я прыгну, полечу и буду наслаждаться жизнью! Но нет! Романтика продлится лишь мгновение, и насладиться ей не успеешь, а кончиться всё очень прозаично и печально.

Самым неприятным в вашей истории является то, что ложь у вас почему-то связана с верой. Вот, например, о свекрови вы пишете, что она верующий человек, и даже сына приучила поститься, и проч., - но, тем не менее, отправила его на смертный грех. Причем видела, что молодые мужчина и женщина живут вместе, он рвется к вам – о чем даже сама вам говорила – и вроде бы ни вы, ни она не подозревали, в чем дело. И лишь после того, как дело стало явным, её вдруг осенило. Тут пошли и походы к батюшкам, и проклятия, и угрозы бойкота со стороны родственников. Вас можно если не оправдать, то понять. Не имея веры, вы попали в ситуацию, когда бороться с грехом оказалось для вас невозможным. Но что думала и на что рассчитывала ваша «верующая» свекровь, и в чем выражалась её вера? По-видимому, речь идет здесь не о вере, а всего лишь о страхе перед людским мнением.

В чем заключается вера М… тоже непонятно. Ведь он мог посоветоваться с батюшкой еще о том, правильно ли ему будет приезжать жить к вам. А уж когда появились первые искушения, (например, на уровне помыслов), то раскаяться в них и посоветоваться было бы самым естественным, и даже обязательным делом для верующего человека. И уже тогда можно было бы выяснить, возможен ли брак между вами. А можно было бы и самому сообразить, что от греха надо просто бежать.

О своей вере вы сообщаете только в связи с констатацией факта разрушения брака. Но и тут вера делает странный зигзаг. Оказывается, что он разрушился не из-за наших грехов, а лишь потому, что был невенчаный. Однако правда ли это? Ведь мы видим, что и венчанные и невенчанные браки разрушаются одинаково, если нет веры. Если мы не живём в заповедях Божиих, то каких бы обрядов ни совершали священники, всё это останется пустым звуком.

Священники не могут и придумывать ничего от себя (хотя, к сожалению, бывают и исключения), а могут только следовать закону Божиему, и учению Церкви. И никакой личной власти они над людьми, тем более над неверующими, не имеют. Верующий человек признаёт над собой власть Бога, и Его закона. Если же человек не признает закона Божиего, то может жить, как хочет. Именно Божественный закон удерживает человека от зла, и священники говорят только о нем, а сами ничего не придумывают, и не запрещают. Поэтому обращаясь в Церковь мы выясняем не мнение священников, а требование Закона Божиего. Как уже не раз приходилось писать в своих ответах, выяснения эти надо начинать в своём приходском храме.

Последствия греха всегда бывают тяжелыми. Но если человек обращается к покаянию и жизни в заповедях Божиих, Господь покрывает его грехи, и помогает нести свой крест. Поэтому я могу только посоветовать вам постараться понять христианскую веру, и исправить свой путь перед Богом. Тогда Господь не оставит вас.

ВЕРА - Не может быть оторвана от жизни, ВНЕБРАЧНОЕ СОЖИТЕЛЬСТВО, ГРЕХ - Последствие греха, СВЯЩЕНСТВО, БРАК - Проблема выйти замуж (жениться) - За близкого родственника