2549:


    Здравствуйте, батюшка Александр,
    Очень хочется услышать Ваш совет. Я разведена (10 лет назад), была венчана, но на момент венчания была совершенно не воцерковлена. Благословение на расторжение первого и вступление во второй церковный брак имею. Мой жених католик, развелся совсем недавно, его жена была против развода. Он сказал, что развелся не из-за меня, это произошло потому, что они стали совсем далеки друг от друга, а дети - взрослые, уже давно живут отдельно, и если я не буду с ним, то он будет просто один, но к жене не вернется. Он хочет принять православную веру, ходить со мной в церковь. Я очень хочу быть с ним, но на душе кошки скребут, очень жалко мне его жену, не хочу брать грех распада чужой семьи на душу. Но с другой стороны, если он будет один, то может покатиться по наклонной и впасть в грех все глубже и глубже, а его желание принять нашу веру может помочь ему раскаяться и спастись.
    Батюшка, скажите, как быть?
    Спасибо.

 
:


Поскольку вы пишете, что на душе скребут кошки, я посоветовал бы вам постараться внимательнее подумать о причинах своего смущения. Совесть часто обличает нас даже тогда, когда умом мы не видим этому причин. Но если посмотреть внимательнее, то некоторые причины можно увидеть.

Часть из них видите и вы сами: хотя ваш жених и говорит, что развелся не из-за вас, всё-таки жену он бросил, и если после этого вступит в брак с вами, то получится, что на самом деле он сделал это из-за вас. Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует, - говорит Евангелие (Матф.19:9). Если даже он и не знал вас во время своего развода, расставаясь с женой он обязательно надеялся на то, что какая-то женщина у него будет. И действительно, - женщины, которые в такой ситуации готовы вступить в брак, или в простое сожительство, всегда находятся. Если бы жена бросила вашего жениха, то у вас не было бы особенного повода её жалеть. Но вы сами говорите, что она была против развода, и что не пожалеть её нельзя. Но как можно жалеть жену, и жить с её мужем? Ведь его предательство совершенно очевидно: не успев еще развестись с женой, он уже рассказывает об отношениях с ней другой женщине. Обычно, когда хотят расположить человека к жалости так и говорят: попробуй поставить себя на её место. Но именно это вы и собираетесь сделать! Невольно возникает мысль – а что изменилось в вашем возможном муже, и почему вы думаете, что на её месте вы будете счастливее, чем она?

Но начать рассуждать вам надо с себя. Прежде чем выходить замуж чрезвычайно важно ясно понимать, зачем вы хотите это сделать. Брак имеет смысл только в одном случае: если вам нужен именно муж и супружеские отношения. Иначе зачем выходить замуж? Можно и просто общаться с человеком, рассказывать ему о вере, и проч. Правда, вы пишете, что очень хотите быть с ним, - и это могло бы стать правильным основанием для супружества. Однако дальше начинаете рассуждать о том, что намереваетесь его спасать. Но вещи эти совершенно несовместимы. Если вы перемешаете стремление к брачным отношениям и желание спасать будущего мужа, то и в том и в другом получите только разочарования и скорби. Вы даже полагаете, что если он не вступит с вами в брак, то покатится по наклонной плоскости, и будет впадать в грех всё глубже и глубже. Но если человек катится по наклонной плоскости, то думать о браке с ним было бы всё равно, что думать о самоубийстве. Не менее странной является и мысль о том, что он может прийти к вере через брак с вами. Если бы ваш жених действительно думал о Боге, то не разрушил бы свой первый брак, и отношения с вами понимал бы как прямой грех. Поэтому во взаимоотношениях с вами он думает совсем не о Боге, и не о спасении души.

Получается, что раньше он был католиком, и ходил в костел, а женившись на вас, будет вместе с вами ходить в православный храм, и станет православным. Если ваш жених рассуждает подобным образом, то это всего лишь означает, что, с верой он хочет поступить так же, как с первой женой. Плохо, что и вы идете на поводу у таких рассуждений. Если бы человек действительно верил в Христа, и убедился, что именно православная Церковь хранит правильное понимание веры и христианской традиции, - то он бы принял православие вне всякой зависимости от проблем женитьбы. Сейчас же и вы, и он, находитесь в ужасном лицемерии: неизвестно, что вы хотите: то ли жениться, то ли спасать от наклонной плоскости, толи менять веру.

Само по себе стремление служить близкому человеку и жертвовать ради него собой вполне естественно для нас, христиан. Но не надо путать его со своими страстями. Если хотите помочь человеку спастись – это одно. Если же вы хотите выйти за него замуж – то это совсем другое дело. Женщина должна выходить именно замуж, то есть за мужа, на которого можно было бы опереться, и быть за ним, как за каменной стеной. По существу единственное, что я могу посоветовать – это не путать эти две вещи. Если вы хотите выйти замуж, то рассуждать надо именно об этом, а если хотите проповедовать веру и спасение – то это совсем другое. Вот если брак уже состоялся, то тогда, действительно, надо будет терпеть всё до конца – и наклонную плоскость, и неверие мужа, и его переменчивое отношение к вам (ибо понимания о верности в браке, как это видно на примере его отношения с первой женой, у него, по-видимому, нет). Но пока есть выбор, надо хорошо подумать, стоит ли идти на подобные подвиги.

Если вы сможете поставить веру во главу угла в своём сердце и в своей жизни (а по-другому для верующего человека и невозможно), то постепенно будете иметь ясный взгляд на жизнь. Тогда Господь поможет вам принять правильное решение. Путаемся мы только тогда, когда рассуждаем, или поступаем, по своим страстям. Решение, которое мы принимаем по воле Божией, приносит душе мир, и надежду на Бога. Да поможет вам Господь его найти, чтобы успокоить свою душу, и идти дальше по пути спасения.