2472:


    О. Александр, вы очень мягко писали на эту тему: 2312.
    Я семинарист, и мне тоже поперек горла эта тема. Я познакомился с девушкой, и, узнав о ней подробнее, узнал, что простите, уже было у нее двое. Мы разошлись, не строя никаких еще серьезных отношений.
    И вот сегодня она нарвалась на ваш ответ, и стала мне говорить, что я такой же.
    Правила есть правила. Это ведь очень серьезно, вы ведь знаете.
    Что за оправдание?
    Хоть ныне и бывает некоторое послабление, но отцы очччччень рекомендуют крайне избегать таких послаблений.
    Простите, за критику, но поверьте, мне сегодня уж больно досталось, за такую статью.

    р. Б. Александр.
 
:


Так ведь девушка ваша права - вы действительно такой же, и рассуждаете также. На что здесь обижаться? Это ваш выбор. Однако, как я уже писал в том ответе, основано такое отношение к девушке отнюдь не на нравственных основаниях христианства, и не на канонических правилах Церкви. Не существует правил, которые предписывали бы исследование невесты на девственность. Также нет упоминаний об этом в Новом Завете, и у Святых Отцов я тоже не встречал указания на исследование девственности будущей невесты. Проблема здесь не в мягкости или строгости трактовки правил, а в том, что таких правил не существует.

Конечно, внебрачные связи и потеря девства, это смертный грех, а в человеческом измерении - ужасная трагедия. В былые времена таких девушек даже иногда так и называли порченными, мазали ворота дегтем, и проч. «Порча» эта заключается не в физиологическом аспекте (потери девства), а в потере душевной целостности и чистоты. Даже и обычному человеку стоило подумать, жениться ли на таковых, а тому, кто намеревается принять священный сан – тем более, потому что крест матушки, (жены священника), очень нелегкий, и без веры, душевной целостности, и глубокого благочестия, нести его невозможно.

Однако, даже в самых грубых народных обычаях с помазыванием дегтем, никогда не существовало процедуры исследования невесты на девственность перед браком. Правила Церкви говорят лишь о том, что жена священника не должна быть разведенной, или заниматься непристойной публичной деятельностью, - как я тоже уже писал в том ответе. Конечно, в традиционном обществе существовало очень определённое представление о поведении девушки, и свидетельство о её поведении можно было приравнять к свидетельству о её девственности. Сегодня же устои и традиции народной жизни во многом разрушены. Однако это отнюдь не может означать необходимости исследования невесты на девственность перед браком. Это была бы уж слишком циничная процедура, совершенно чуждая традиции Церкви.

Если уж вы хотели возразить по поводу того, что написано в моём ответе, то возражать можно было бы только против такого понимания традиции Церкви и её Правил. Однако вы понимаете проблему только как послабление в применении правил. Как будто существуют правила, предписывающие исследование девства у невесты. Но правил таких нет, и поэтому, начиная выяснять у девушки наличие девственности, мы придумываем свои правила - как и написано о древних фарисеях: оставив заповедь Божию, держимся предания человеческого (Мар.7:8). Заповедь здесь действительно оставляется, и невесте наносится глубокое оскорбление, причем именно тогда, когда она покаялась в грехах, и стремится к искренним отношениям в заповедях Божиих. И при этом вы пишете, что вам «досталось» не за оскорбление девушки, а за мою статью. Однако, если отложить фарисейство, то мы увидим, что человек всегда страдает именно за свои грехи. За мои статьи достаётся мне, а за ваше отношение к девушкам – вам.

Если вы навели справки и выяснили, что прошлое вашей невесты вас в чем-то не устраивает, то надо просто оставить её в покое, как написал я и в ответе на первый вопрос. Это ваше право, и, действительно, вполне разумно будущему священнику было бы позаботиться о том, чтобы иметь доброе свидетельство о невесте. Но обсуждение с самой девушкой проблем её девственности, - это совсем другое. Такие выяснения выходят за рамки не только заповедей и канонов, но даже и простых приличий. В ответ на такие выяснения девушка должна бы просто дать пощечину. Но девушки всё же на такие вопросы отвечают, хотя знают, что отсутствие девственности в ваших глазах – непреодолимое препятствие для брака. Они, по-видимому, верят, что общение между вами настоящее и искреннее, и даже, как было написано в первом вопросе, начинают каждый раз плакать, когда речь заходит об их девственности.

Надо сказать, с высоты своего благочестия о существовании искреннего общения мы даже как бы и не подозреваем. На это, действительно, нет канонических правил, но именно через искреннее или лицемерное общение мы обретаем или теряем самое важное в жизни. Искренний человек чувствует ложь в общении с другим. Любовь не обманывается, обманываются лишь наши страсти, и формальное отношение к людям. Причем обманываются они всегда. Как уже говорилось в прошлом ответе, невесту мы выбираем по себе. Поэтому, поступая формально, рискуем выбрать такого же бездушного, как мы, человека, которому по каким-то соображениям надо было выйти замуж, - но что у него на самом деле на уме, выяснится только после брака.

Еще раз хочется сказать: если вас не устраивает прошлое вашей девушки, то ничто не мешает оставить её в покое. Но попытка начинать разговоры с невестой о том, простите, с кем она спала, в нормальной ситуации должна была бы восприниматься как верх неприличия. Обидно, что подобные вещи выдаются за традицию Церкви. На самом деле не то что христианского, - просто нормального по человеческим меркам в этом ничего нет. Каноны Церкви никогда не противоречат заповеди Божией, и отнюдь не предписывают унижать и оскорблять невесту. Мне запомнились слова, которые сказал Святейший Патриарх Алексий при пострижении некоего человека в монахи: «Сегодня ты сподобился получить ангельский образ, - сказал он, - смотри, не потеряй человеческого!». Нельзя терять чувство стыда за свои некрасивые поступки. Канонов, которые бы могли их оправдать, не существует.

БРАК - Общение до брака, ДЕВСТВЕННОСТЬ, БРАК - Проблема выйти замуж (жениться) - Будущему священнику, КАНОНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ЦЕРКВИ - Девственность невесты