О приходе
Брошюры
Вопросы священнику
Темы ответов по алфавиту
Архив ответов
На вопрос отвечает священник Александр Любимов
Вопрос 1766:


    Благословите, батюшка!
    <…>
    Как сказать с православной точки зрения - кто такой умный человек?
    Воспитана в атеизме, я долгое время считала, да так и внушали, что это - интеллигентный, начитанный человек. Что высшее образование - это тоже показатель ума. Что нужно быть сообразительным, просчитывать людей... Я выросла в селе, так что долгое время у меня был комплекс, да и давали "почувствовать", что из села умных людей быть не может, не тот уровень.
    Слава Богу, от этого я отхожу, слушаю лекции профессора Осипова, пытаюсь начинать читать творения Святых отцов, в особенности на эту тему.
    Мою подругу тоже волнует сейчас этот вопрос. У них в семье - культ высшего образования, и она считается глупой за не имением такового, и что верующий человек. Они часто спорят с ее мамой, неверующей, умно ли манипулировать людьми, соблюдать внешние рамки воспитанности, о нравственности речь не идет. Мама попросила объяснить, как это: Бог-Троица. Когда мы попытались это сделать, сказав тоже, что есть вещи непостижимые нашему уму, она сказала - "я что, дура?"
    Батюшка, спасибо за ваше терпение, за ваш труд, поздравляю вас с началом Великого поста!
    Буду очень вам благодарна, если вы сможете ответить на мое письмо.
    Храни вас Господи!

 
Ответ:


Бог вас благословит, Н..!

Как раз в лекциях Алексея Ильича Осипова есть прекрасные рассуждения о том, что мы имеем в виду, когда говорим об уме и о разуме человека. Часто об этом говорят и святые отцы. Поэтому мне не хотелось бы самому рассуждать на эту тему. Если коротко – то различать надо саму способность мыслить, которую, действительно, можно развить, например, посредством учебы в институте, и задачу согласовать эту способность с духовными основаниями человеческой жизни. Человек может много знать, и соображать прекрасно, но творить зло. Сколько мы видим таких примеров в нашей жизни! Преступники, мошенники, и всякого рода проходимцы, всегда блещут недюжинными способностями. Однако такой ум ни им самим, ни людям, пользы не приносит.

Евангелие же открывает нам нравственный закон, и мудрость для верующего человека состоит в том, чтобы воплотить этот закон в жизнь. В христианстве это называется целомудрием – т. е. целостным мудрствованием, целостной мыслью, приводящей жизнь человека в гармонию. Целомудренной мы называем мысль, которая соответствует нравственности человека, и поэтому приносит ему великое благо. Однако для людей, живущих страстями этого мира, такая мудрость представляется чистым безумием (1Кор.1:23). Не имея веры, человек обычно привязывает свою мысль лишь к материальному миру, игнорируя реальность духовную и нравственную, а то и вообще отделяет её от всякой реальности. Такой образ мысли лишает жизнь человека целостности, ибо он входит в противоречие со своей собственной духовной природой. Он может блестяще решать любые задачи, и придумывать самые изощренные хитрости, - но с христианской точки зрения разумным его назвать нельзя. Разумным можно назвать только человека, рассуждения которого основаны на целомудрии и вере.

Надо сказать, что гармонию и целостность человеческой личности может дать только сам Господь. Одними человеческими усилиями приобрести её невозможно. Однако и Господь даёт свою благодать, спасающую человека, лишь тем людям, которые сами к ней стремиться. Настоящая мудрость приобретается хранением евангельских заповедей, и трудами всей жизни. Поэтому пока и ваша подруга, когда спорит с мамой о вере, мудрости не проявляет. Если человек рассуждает лишь о том, как манипулировать людьми, и отвергает всякие рассуждения о нравственности, как вы пишете, то спорить с ним о христианском понимании мудрости бессмысленно. Тем более неразумно пытаться объяснять такому человеку догматическое учение о Пресвятой Троице. Так что в попытках спорить с мамой и пытаться ей что-то доказывать ничего умного на самом деле нет.

Что касается высшего образования, то оно может принести человеку большую пользу. Можно понять родителей, которые ценят высшее образование, и хотят, чтобы дети унаследовали ту социальную позицию, которую оно приносило при советской власти, и приносит до сих пор. Но, с другой стороны, каждый человек вправе иметь не только свои нравственные основания для жизни, но и в практической деятельности выбирать то, что ему больше по душе. Поэтому, если ваша подруга больше склонна, скажем, к такой работе, которая образования не требует, то это её выбор. Ей можно лишь посоветовать хорошо подумать, и выбор свой сделать, скажем, не из простой лени, что нередко случается с теми, кто не хочет учиться, - а действительно выбрать то, что лучше для неё. Не надо только об этом спорить, и пытаться навязывать своё понимание другим.

Что касается людей, выросших в деревне, то они совсем не обязательно бывают глупее городских. Более того, как правило, они живут более здравой нравственной жизнью, и поэтому, если решают учиться, то часто добиваются больших успехов, чем их ровесники из города. Первым засвидетельствовал это человек, имя которого сегодня носит Московский Университет. Городская же жизнь, хотя и развивает в человеке известную бойкость, далеко не всегда при этом учит его поступать в нравственном смысле правильно. Поэтому самые безумные идеи и поступки рождаются, как правило, в городах.

Да поможет вам Господь идти своим путём в жизни, и добиваться успеха!

УМ, ЦЕЛОМУДРИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ - Отношение к светскому образованию