О приходе
Брошюры
Вопросы священнику
Темы ответов по алфавиту
Архив ответов
На вопрос отвечает священник Александр Любимов
Вопрос 2154:


    Почему епископы Православной Церкви должны быть безбрачными? Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, (ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ К ТИМОФЕЮ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА 3;2)
    Почему женщины не могут быть священнослужителями? Посмотрите послание к Римлянам главу 16, где говорится о Фиве.

 
Ответ:


Женщины всегда служили и служат в Церкви. В древней Церкви существовал институт диаконис, которые помогали, в частности, при крещении женщин. Греческое слово диаконисса именно так и переведено в послании апостола Павла: служительница. Этот институт хотела возродить Великая Княгиня Елизавета Федоровна в своей Марфо-Мариинской обители.

В Церкви у каждого есть то служение, которое соответствует как его естественным способностям, так и тем благодатным дарам, которые даёт сам Господь. Об этом говорит Апостол в 12 главе первого послания к Коринфянам. Что касается естественных способностей человека, то мы видим, например, что мужчины, скажем, не могут рожать детей, а женщины воевать. Так же женщины никогда не были священниками и епископами, потому что их физические и душевные особенности никак такому служению не соответствуют.

В современном мире, правда, женщины и воюют, и работают на тяжелых работах, и отказываются рожать детей, а в некоторых протестантских конфессиях служат и как священники. Так же, как и мужчины, они стремятся к известности и власти. Однако в Церкви стремление к первенству и власти понимается совсем не так, как во внешнем мире. Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так, - говорит Христос, - а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Матф.20:26-28). Это понимание открывает и перед женщинами возможность самого высокого служения. С точки зрения мирские понятий о первенстве и власти можно было бы говорить, например, об ущемлении прав женщин, которые не занимают в Церкви административных должностей. Но для верующего человека это не имеет смысла, ибо осуществляя естественное для себя служение в семье и Церкви, женщина может встать на недосягаемую высоту перед Богом, и прямо уподобиться Христу, Царю и Владыке всех, Который тоже не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мар.10:45). Христианская жизнь основана не на «равноправии», а на любви и гармонии – когда каждый может на своём месте служить ближнему тем, что имеет от Господа.

Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; - говорит апостол Павел, - а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Поэтому некоторые служения в Церкви, которые требуют от человека полного отвержения себя, невозможно нести женатому человеку. То же самое касается и женского служения. Есть разность между замужнею и девицею, - продолжает Апостол, - незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу (1Кор.7:32-34). Поэтому, например, диакониссами становились те девушки или вдовы, которые готовы были отречься себя для служения Богу и Церкви. Таковой служительницей была и блаженная Фива, о которой вы упоминаете в своём вопросе.

В первохристианской Церкви существовало много благодатных даров, которые выходят за рамки традиционных представлений нашего времени. Также в некоторых случаях, может быть, в апостольские времена было трудно найти неженатого мужчину, ибо в древнем мире не было понятия о воздержании от брака. Поэтому Апостол и разрешает епископу иметь жену. Также в своих посланиях апостол Павел часто не делает различия между епископами и священниками. Возможно, это объяснялось малочисленностью первых христианских общин. Впоследствии в Церкви выделилось именно епископское служение, как преемственное апостольскому (апостолы, осуществляя своё служение, не имели жен). Священники же стали только помощниками, которые священнодействуют лишь по послушанию своему епископу, и в некотором смысле от его лица. С возникновением института монашества, епископское служение стало вверяться только тем, кто, по словам Апостола, думал о том, как угодить Богу, а не жене. В Западной Церкви и сегодня сохраняется безбрачие не только епископов, но и священников. Однако Православная Церковь допускает священнику иметь семью, оставляя лишь приведенное вами требование о том, что священник должен быть непорочен и одной жены муж (т.е. не может жениться во второй раз).

СВЯЩЕНСТВО, ЖЕНЩИНА - Равноправие и служение в Церкви, ИЕРАРХИЯ - Епископ(ы)