О приходе
Брошюры
Вопросы священнику
Темы ответов по алфавиту
Архив ответов
На вопрос отвечает священник Александр Любимов
Вопрос 1417:


    Дорогой батюшка, добрый день!
    Опишу свою проблему. Мне 27 лет, крестился в 24 года, женат и венчан 3 года назад, сыну 2 года. Жена верующая, сына стараемся причащать каждое воскресенье, сами причащаемся где-то раз в 1-1,5 месяца.
    Каждый раз, когда начинаю, действительно, церковную жизнь, соблюдаю посты, хожу каждое воскресенье в храм, читаю утренние и вечерние молитвы, Святое Евангелие, Апостол, то спустя 1-1,5 месяца все это резко пропадает, я впадаю в такие тяжкие грехи, что во время моей христианской жизни я и помыслить не мог, что со мной такое будет!
    Потом живу месяца два бездуховной жизнью, но спустя какое-то время меня опять тянет на покаяние. Я иду и исповедуюсь, начинаю стараться снова жить по Писанию, совесть моя успокаивается, но потом падаю, и вновь все начинается сначала. Но каждый раз мое возвращение к Богу становится все труднее и труднее. Сейчас я опять с помощью Божьей какое-то время живу с Церковью Христовой. Не знаю, сколько это продлится, хочу, чтобы навсегда. Посоветуйте, что делать?
    С батюшками своего приходского храма не удается нормально пообщаться на исповеди, потому что много народа, все как на конвейере. Ни в коем случае не осуждаю их, просто столько времени, действительно, на каждого нет, а мне хочется получить какое-то руководство к действию.
    Не хнычу, но скажу, что очень тяжело спасаться в Москве. Но можно. И мне хочется попросить вас дать мне совет, как дальше жить. Ответьте мне, пожалуйста, дайте ответ.
    Храни вас Господи,

    р. б. Н…
 
Ответ:


Бог вас благословит, Н…!

Я думаю, что причиной ваших проблем является именно отсутствие возможности посоветоваться в своём приходском храме. Ибо путь спасения открывает только нормальная духовная жизнь в своём приходе. Без этого человек продолжает жить как бы во тьме. Он притыкается и страдает, но о настоящих причинах своих проблем даже не подозревает. Более того, он иногда не подозревает даже о том, что они вообще могут существовать. Так и из вашего вопроса следует, что вся ваша проблема заключается лишь в том, что периодами вы читаете Священное Писание, ходите в храм, и проч., а потом оставляете всё это, и впадаете в грехи. Но о том, чем вы живете, к чему стремитесь, и почему смысл вашей жизни оказывается такой неустойчивый, и как бы мерцает, то возникая, то пропадая снова, - вы ничего не пишете. Пусть он пропадает в периоды падений, но чем живёте вы в светлые периоды вашей жизни, в чем состоит жизнь вашей веры? Это очень важно понять, ибо смысл вашей христианской жизни может резко пропадать, как вы пишете, только в том случае, если он оказывается ложным, или вообще отсутствует. Ведь чтение правил и хождение в храм на самом деле не являются целью и смыслом жизни, а лишь средствами, которые помогают нам жить по воле Божией. Однако о том, в чем, собственно, состоит для вас сама эта жизнь, какие задачи и проблемы вы в ней имеете, вы ничего не пишете.

Получается, что жизнь и вера у вас разделились. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? – обличает нас апостол Иаков. Если ни о каких проблемах, связанных с воплощением веры в своей повседневной деятельности вы не упоминаете, то в чем состоит ваша вера? Может быть, именно поэтому она и оказывается мертвой. Если же действительно постараться найти настоящий христианский смысл в своей ежедневной жизни - работе, семье, воспитании детей, может быть, в общественной деятельности, помощи при храме, и проч., - то это обязательно наполнит жизнь смыслом. Тогда скучать не придется - возникнет множество проблем и конкретных вопросов, насущно требующих своего разрешения. В этом, собственно, и будет заключаться жизнь, - и отпасть от неё будет никак невозможно. Формальное же отношение к вере, только как к чтению правил, хождению в храм, и проч. неминуемо заводит человека в тупик. Даже сама традиция Церкви при этом обессмысливается. Ведь смысл имеет, на самом деле, например, не чтение Священного Писания - а поучение в слове Божием, с целью воплотить это учение в своей жизни; также не чтение правил и хождение в храм - а молитва, и участие в Святых Таинствах Церкви.

Если ваша вера будет воплощаться в жизни, она сама станет жизнью и смыслом, - и, не смотря на множество проблем, которые неминуемо возникают пред верующим человеком, отпасть от этой жизни он уже не сможет. Тогда вы обязательно найдете необходимый вам духовный совет, - или у себя в храме, или в книгах Святых Отцов.

ВЕРА - Не может быть оторвана от жизни, СВЯЩЕНСТВО - Как наставник в вере, СМЫСЛ ЖИЗНИ, ТРАДИЦИЯ (ИИ) - Отношение к традиции, ТРУД И СЛУЖЕНИЕ