О приходе
Брошюры
Вопросы священнику
Темы ответов по алфавиту
Архив ответов
На вопрос отвечает священник Александр Любимов
Вопрос 1034:


    Отец Александр, прошу прощения за этот мой наивный вопрос. Я в недоумении вот по какому поводу (см. материалы по следующей ссылке http://www.voskres.ru/bratstvo/Oleg.htm) В одном детском фильме один известный герой (деревянный) говорил: "...а я вам говорю, что это плохой и злой театр". Те же ощущения и после посещения этого сайта с такими статьями, а ведь он рекомендован в первой десятке православных сайтов (рейтинг) известным сайтом Сретенского монастыря (www.pravoslavie.ru)
    Или я, по своей духовной темноте, не понимаю какого-то "юмора"?

 
Ответ:


К сожалению, заходя на религиозный или околорелигиозный сайт, человек часто совсем не представляет себе, куда он попал. Так же и на «титульном листе» портала «Русское Воскресение» не написано ничего о том, какие идеи объединили его создателей, какого рода материалы представлены в нем, для кого он создан, какие цели преследует, и пр. Поэтому, открывая указанную вами статью, мы по существу не знаем, с чем имеем дело. Если бы в названии сайта было декларировано, например, что он посвящен политическим проблемам, то никто не удивился бы рассуждениям о предвыборной агитации на Украине, о развалившемся колхозе, и о том, кто его будет восстанавливать. С точки зрения предвыборной агитации (хотя, на мой взгляд, и не очень удачной) можно было бы понять даже и чудеса с молодым батюшкой и лицом г. Ющенко, - в конце концов, во время предвыборных компаний говорят и пишут всякое.

Если бы сайт был определен, например, как обзор художественного творчества некоего объединения писателей, то тогда тоже никто бы не стал удивляться рассказу о молодом батюшке, по молитве которого в мировой политике творятся столь удивительные дела. Литературный процесс допускает разные жанры, хотя этот, на мой взгляд, тоже удачным не назовешь.

Но если определить сайт как созданный для проповеди православной веры, и святоотеческого учения о спасении, то я соглашусь с вами, что упомянутый рассказ приобретает совершенно чудовищный смысл.

Перед нами предстает поистине фантастическое повествование о молитве молодого батюшки, «светящегося благодатью», по которой покрылось струпьями лицо президента. Как новонаписаную былину, или рекламный ролик, это, повторю, можно было бы понять. Но батюшка вроде бы настоящий. И вот этот настоящий батюшка, после падения с велосипеда, на полном серьезе заявляет о том, что ему открылось истинное лицо кандидата в президенты. С политической точки зрения ничего особо нового в этом не было бы - еще не так давно и с велосипеда не надо было падать, чтобы увидеть истинное лицо у любого неугодного человека, и приклеить ему, например, ярлык «враг народа». Новым здесь является только то, что место Партии в этой предвыборной пропаганде заняла Церковь.

Однако надо прямо сказать, что с христианством всё это ничего общего не имеет. Веру нельзя использовать в политических целях. К тому же с христианской точки зрения, как уже говорилось, повествование это не выдерживает никакой критики. Претензию судить другого человека, и молиться о том, чтобы Господь открыл его истинное лицо, христианской добродетелью никак не назовёшь. Мы ведь на самом деле не можем знать и того, как сами будем выглядеть, когда Суд Божий явит всему миру наше собственное истинное лицо.

Если же заниматься политикой, то надо вернуться на грешную землю, и здесь критиковать поступки и высказывания г. Ющенко, как кандидата в Президенты. Это совершенно нормальный процесс. Но суд над его истинным лицом лучше оставить Богу.

Рассуждать же о том, почему уважаемый сайт Сретенского монастыря рекомендует эти материалы, было бы, по-видимому, очень суетно и нескромно с нашей стороны. Может быть, например, его авторы считают нужным проявить известную широту взглядов и терпимость, и видят больше хорошего в намерениях авторов «Русского Воскресения», не смотря на неоднозначность некоторых материалов.

ВЫБОРЫ, ИНТЕРНЕТ, ЦЕРКОВЬ - И общественно-политические проблемы, СУД - Божий - Далеко отстоит от нашего мнения о людях и о себе