О приходе
Брошюры
Вопросы священнику
Темы ответов по алфавиту
Архив ответов
На вопрос отвечает священник Александр Любимов
Вопрос 1028:


    Здравствуйте, батюшка!
    У меня вопрос, связанный с несоответствием внутреннего состояния и отношением с внешним миром.
    Где грань между смирением и внутренней дряблостью, равнодушием, трусостью и т.д.?
    Поясню примерами из жизни. Хотелось бы научиться смиряться, терпеть, и с близкими это получается, слава Богу. Но как поступать с полупьяным работягой, который кроме мата ни на что не реагирует? То же было и в армии - пока не обматеришь на всю катушку, солдаты с места не сдвинутся. Как поступать с разнузданностью подростков, которые, я извиняюсь, писают прилюдно (совсем совесть потеряли!), хамят и ломают все вокруг. Попытался поговорить, в ответ - смех и брань. А ведь, если подойти с кулаком, в следующий раз уже задумаются поступать так, или нет.
    Хотелось бы брать пример с Серафима Саровского, смиряться со всем. Но до какого уровня хамства мы тогда дойдем? Может быть, с людьми нужно разговаривать на том языке, который они понимают?
    Пробую молиться за этих людей, но не получается. Возникает чувство фальши и раздражения. Наверно это из-за моей нелюбви к ним. Посоветуйте, пожалуйста, как найти гармонию между внутренними устремлениями и внешней действительностью. Спасибо.

 
Ответ:


Вы поставили ключевой вопрос для верующего человека: как привести в гармонию свою внутреннюю и внешнюю жизнь? Другими словами: как жить в заповедях Божиих. Но не надо думать, что достичь этого можно просто и сразу. В законе Господни воля его, и в законе его поучится день и нощь, - так описывает книга псалмов путь праведных (Пс.1:2).

Вы правильно не отождествляете смирение с внутренней дряблостью, равнодушием и, тем более, трусостью. Смирение, - это отвержение страстей и несение своего креста.

Отвержение страстей, это отвержение своей злобы, раздражения, тщеславия, гордыни, и пр., - и отвержение поступков, которые диктуются страстями.

Несение своего креста - это жизнь по воле Божией, в том чине и в тех обстоятельствах, в которые поставил нас Промысл Божий.

Например, если человек - милиционер, то он должен стараться не поступать по своим страстям - злобе, раздражительности, корысти, и другим. Но при этом он обязан нести свой крест - защищать порядок, законность и безопасность людей с помощью силы, а иногда и оружия. Так же как и солдат на войне, защищает родину, и в определённых обстоятельствах может даже убить человека. Тут, правда, возникает вопрос: возможно ли вообще, скажем, задержать преступника, оказывающего сопротивление, не действуя по своим страстям? Это, действительно, не так легко, но в идеале возможно. Более того, именно такое отношение к своему служению может сделать действия стража порядка наиболее эффективными. Однако в реальной жизни страсти всегда примешиваются к нашим действиям. Поэтому христианский путь состоит в покаянии, и очищении своего сердца с помощью Божией.

Грань между злом и добром лежит в глубине нашей совести. Посмотрите на свое сердце, и вы сможете увидеть, какие чувства оно испытывает, например, к разнузданным подросткам. Найдете ли вы в нем что-либо, кроме раздражения и злобы? По крайней мере, ничего другого не прозвучало в вашем вопросе. Однако Гнев человека не творит правды Божией (Иак.1:20). Если мы из такого сердца начнем махать кулаками, то ничего благого не добьемся. Но и устраниться от борьбы со злом верующий человек не может. Крайности всегда являются выражением наших страстей. Однако надо сказать, что, задавая свой вопрос, кроме крайностей вы ничего не видите.

Если бы мы постарались поступить по вере, т. е. не по своим страстям, а по воле Божией, то проблему увидели бы совсем в ином свете. Глядя на подростков, мы никак не смогли бы обвинить их самих в том, что их никто не воспитывает. Они же не виноваты в разрухе, которая царит у нас и в общественной жизни, и в семье. Ведь ничего благого, чаще всего, ни из дома, ни из школы, и ниоткуда вообще, их душа не выносит. Даже если вы обматерите, как вы пишете,«полупьяного работягу», ничего назидательного этот работяга из вашей ругани не почерпнет, и, вернувшись домой, ничему благому своего сына не научит.

Внешнее поведение подростков воспитывается тем, что они видят в окружающей жизни. Ведь это сами мы, взрослые, отцы и деды этих подростков, привыкли разрушать всё в своей жизни - и семью, и государство, и веру, и Церковь, и вообще все создававшиеся веками традиции, обычаи и культуру. Вряд ли теперь положение дел можно исправить лишь кулаками, или тем же матом. Пока мы действуем по своим страстям, ничего благого ни себе, ни другим, мы принести не можем.

Пока в своем сердце мы имеем осуждение и злобу, молиться за людей мы не сможем. На самом деле это хорошо, что при таких попытках у вас возникает чувство фальши. Хуже бывает, когда исполненный злобы человек «молится», - и не понимает, что это бесовское дело ничего общего с христианской молитвой не имеет.

Для того чтобы понять настоящие причины наших бед, и научиться не быть побежденными злом, но побеждать зло добром (Рим.12:21), нужно, действительно, многое осмыслить. Начинать можно только с самого себя. Я не знаю вашей жизни. Но если вы, как вы пишете, храните мир и любовь в своей семье, то это может стать основой для воспитания ваших детей, и принести неизмеримо больший плод, чем любые побои и матерщина в уличных конфликтах. Много благого человек может сделать и на работе, на службе, и в общественной жизни, - в той мере, в которой это возможно на его месте. Надо нести свой крест и трудиться.

Это гораздо труднее, чем любые баталии и матерщина на улице. Иногда, безусловно, человек бывает вынужден применять силу, - как в слове, так и в деле. Но надо научиться делать это не основываясь лишь на своей злобе, и не рассчитывая только на силу. Как сказал святой благоверный князь Александр перед Невским сражением: «Не в силе Бог, но в правде».

ЗЛО - Борьба со злом, МОЛИТВА - О тех, кто делает зло, СМИРЕНИЕ, УБИЙСТВО - На войне, КРЕСТ - Несение своего креста - Как выполнение своего долга, КРЕСТ - Несение своего креста - Нести надо именно свой крест