О приходе
Брошюры
Вопросы священнику
Темы ответов по алфавиту
Архив ответов
На вопрос отвечает священник Александр Любимов
Вопрос 1491:


    Здравствуйте, батюшка Александр!
    Спасибо большое, за ваши письма и ответы на вопросы, мучавшие душу и разум мои, в последнее время. <...> Попробую, как можно кратко, объяснить, что меня мучает. Бывая в церкви на литургии, и принимая участие в общей молитве, позднее дома, читая молитвослов, Священное Писание, все же не могу найти определенного ответа на вопрос. Почему мы, живущие в настоящее время, должны забыть то, что было с нами при жизни нашей в стране СССР, где далеко не все было правильным, но о которой вспоминают люди с такой скорбью. На ум приходит то, что и Господь приходил к людям, не ради того, чтобы научить их строить церкви и молиться Богу, улыбаться друг другу, и стараться ни на кого ни за что не обижаться, и все прощать. Думается, что и Его величайшая жертва и жертвы всех, кто пострадал ради веры в Него, становятся объяснимы и единственно понятны, если сказать, что Он пришел создать единую Свою Церковь, по всей земле. И не в том самоцель, что будут возводиться прекрасные строения, в которых по определенным правилам будут проходить службы, а в том, чтобы люди везде в своей жизни, жили по Его законам, по Его Правде в отношении между собой и с окружающим миром. Тогда понятны Его и Всех Святых страдания, ради нас. Тогда подпишусь под каждым словом Священного Писания (прости, Господи!). И потому непонятно и горько слышать, как стараются нас сейчас убедить в той полуправде, которая выкапывается из пыльных архивов, дабы забыли мы обо всех тех, кто отдал жизнь в тяжелейшие годы Гражданской войны, Великой Отечественной, кто ради нас изнывал от жары и мучился от жажды, замерзал во льдах, кто не щадил себя ради Правды. Я не оправдываю ничто плохое, что было присуще тому строю, но мне и грех обижаться на него. Непонятно многое, а особенно то, как и почему семейство царя Николая II стало святым, почему нельзя назвать его кровососом, почему доведенные до последней степени нищеты люди, должны быть причисляемы к извергам и душегубам, если они восстали против истинных душегубов. Где же правда, святой отче?
    Простите меня, ради Христа, ибо это то, что мешает мне правильно понять смысл веры в Бога и заставляет обратиться к вам за помощью, в надежде, что Бог, услышав, даст вам силы помочь нам заблудшим.
    Да хранит вас Бог!

    С уважением, Владимир.
 
Ответ:


Здравствуйте, Владимир!

Уже давно лежит у меня этот ваш вопрос. Все никак не мог на него ответить, потому что вслед за ним пришел еще один вопрос о Царе, и я хотел написать обстоятельный ответ, но так пока и не смог это сделать. Сейчас я хотя кратко, но написал о канонизации Николая II (см. вопр. 1485), и решил и вам сообщить об этом, и добавить несколько слов в ответ собственно на ваш вопрос.

Я думаю, что главное зло, которое осталось у нас от времен советской власти, это воспитанная ей норма: понимать всё только с точки зрения идеологии и политики, и именно их делать мерой всего - от личных взаимоотношений людей, и даже до понимания христианской веры. На мой взгляд, именно политическая демагогия до сих пор во многом мешает нам не только в общественной жизни, - для многих она становится препятствием и на пути к вере.

Вот и вы пишете: «Бывая в Церкви на литургии…читая молитвослов и Священное Писание, все же не могу найти определенного ответа на вопрос: почему мы, живущие в настоящее время, должны забыть то, что было с нами при жизни нашей в стране СССР», и проч. Но ведь на самом деле и литургия, и Священное Писание, существуют много веков, и не имеют никакого отношения ни к советской, ни к антисоветской власти. Вера в Христа никак не может быть связана ни с какой идеологией или политической системой.

Далее вы совершенно справедливо пишете, что смысл христианства заключается не в строительстве храмов и определенных правилах службы, но Христос пришел для того, чтобы создать свою Церковь на земле, и чтобы люди жили по Его правде. С этим нельзя не согласиться. Однако среди второстепенных на ваш взгляд вещей вы перечисляете также молитву, и выполнение заповедей Евангелия по отношению к ближнему - доброжелательное отношение, оставление памятозлобия и прощение обид. А в чем же видите правду? В политических оценках исторических процессов. Но на самом деле правда Христова состоит именно в выполнении заповедей, и к политике никакого отношения не имеет.

Любая идеология основана на человеческих страстях, и может представлять нам реальность в самом искаженном виде. Вам, например, кажется, что Церковь очерняет все, что происходило в стране при советской власти. Однако автор того вопроса (1485) о канонизации Николая II, наоборот, поносит Церковь именно за то, что она относилась к советской власти лояльно. Позиции ваши противоположны, но заблуждение одинаковое. Вы оба смотрите на веру лишь через призму идеологических установок. Поэтому не удивительно, что, несмотря на противоположность политических взглядов, вас объединяет неприятие позиции Церкви, которая не участвует в политической борьбе, и поэтому каждому из участников этой борьбы представляется, что она против него.

В нашей истории существует удивительное явление: говоря о революции, все рассуждают именно о борьбе с царизмом, и его выставляют причиной всех бед. Но на самом деле большевистская революция случилась именно вследствие отсутствия царизма. Царь задолго до революции отрекся от престола, и в борьбе за власть не участвовал. Среди участников гражданской войны вообще не было тех, кто воевал бы за восстановление царской власти. Борцы с душегубами и кровососами, как вы написали, воевали друг с другом. Сам же Царь, причем вместе с женой и детьми, был расстрелян и брошен в угольную шахту. Все участники братоубийственной бойни люто ненавидели друг друга. Однако с царизмом никто не боролся, потому что, как уже говорилось, Николай II в борьбе за власть участвовать отказался. Этим он засвидетельствовал, что для человека существует нечто неизмеримо более важное, чем эта борьба Канонизация Николая II как раз призвана свидетельствовать святость веры, которая стоит над политическими страстями.

Со временем, хотелось бы верить, всё может встать на свои места, и святость новомучеников и исповедников Российских, займет в наших сердцах то место, которое сейчас принадлежит злу и разделению. Однако для этого нужно остановить маховик идеологической ненависти и вражды. Вот, вы пишете, что те, кому принадлежала до революции власть - душегубы и кровососы. С помощью этих идей в начале XX века была разрушена Российская Империя. Но вражды после этого меньше не стало. Борцы с душегубами и кровососами осуществляли чудовищные репрессии внутри страны, а через семьдесят лет те же идеи разрушили и Советский Союз. Только извергами и кровососами оказались уже сами те, кто боролся с предыдущими извергами и кровососами - партийная номенклатура и КГБ. Но революция, как известно, не имеет конца, и власть, на взгляд сегодняшних революционеров, снова попала в руки душегубов и кровососов.

Однако если человек раскаивается в своих грехах и приходит к вере, то он выходит из борьбы душегубов и кровососов друг с другом. В этом есть плод веры, и надежда на спасение.

Да поможет вам Господь найти веру, которая даст возможность отойти от идеологической вражды, и умирит ваше сердце!

ЦАРЬ - Канонизация, ЦЕРКОВЬ - И общественно-политические проблемы - И большевизм