О приходе
Брошюры
Вопросы священнику
Темы ответов по алфавиту
Архив ответов
На вопрос отвечает священник Александр Любимов
Вопрос 867:


    Здравствуйте, отец Александр!
    У меня вопрос, на который я уже очень давно пытаюсь найти ответ, и молюсь о том, чтобы Господь открыл мне правду, тоже очень давно. Я состоял и пока еще состою в одной религиозной организации, не берусь назвать ее "церковью", но раньше я называл ее "церковь". Создана она под лозунгом "возвращения к истокам истинного христианства, ученичества I столетия". Причем она создала свою духовную традицию, не основанную ни на каком другом доселе существовавшем традиционном христианском течении. Сейчас я признаю только одну церковь - православную Церковь, постоянно посещаю храм.
    Много времени изучал отцов церкви, но все же есть вопрос: даже если люди искренне верят, что они возродили истинную церковь, изучают Библию, изо всех сил пытаются следовать ей, насколько правильно перед Богом отмежевываться от основной церкви и возможно ли это вообще, даже из самых лучших побуждений - следовать воле Бога?
    Посоветуйте, что мне читать из Библии и из отцов Церкви об устроении Церкви и то, что касается этого вопроса. Были ли раньше подобные прецеденты в истории церкви ранних веков?
    Спасибо.

 
Ответ:


Христос основал на земле не общество свободных религиозных философов, а именно Церковь. Поэтому люди, которые хотят возвратиться к истокам истинного христианства, и отвергают Церковь, на самом деле не знают, о чем говорят. Ибо они отвергают именно то, к чему хотят возвратиться.

Надо сказать, что и в лоне Православной Церкви человеку приходится немало потрудиться душой, чтобы действительно приобщиться к истокам истинного христианства. Поэтому сама по себе мысль о поиске правильного пути вполне правомерна. Но ученик Христов никак не может находиться вне Церкви. Он находится в ней по определению. Если человек верит в Христа, то он не может не иметь духовного единства с другими верующими, ибо один Дух дает нам веру. Церковь является, если можно так сказать, формой существования христианской веры, столпом и утверждением истины (1Тим.3:15). Эти слова апостол Павел написал как раз для учеников I столетия. И он сам, и его ученики, всегда понимали себя именно как Церковь, а отнюдь не абстрактную школу учеников, в которой каждый бы придумывал своё учение и создавал свою традицию. Хотя среди людей, которых гордость толкала добиваться власти и известности, уже в апостольские времена существовали попытки создавать своё учение и вербовать учеников. Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях, - пишет Коринфянам Апостол Павел, - Я разумею то, что у вас говорят: "я Павлов"; "я Аполлосов"; "я Кифин"; "а я Христов". Апостол объясняет такие попытки нежеланием принять настоящую веру в Христа. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости, - говорит он, - а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие (1Кор.1:10,12,22,23).

Сам Христос не создавал никакого учения. Он искупил нас через Свою смерть на кресте и воскресение. А после того, как на сороковой день Он вознесся на Небо, Он послал Духа ученикам, Который сошел на них в Пятидесятницу в виде огненных языков. Это и было рождением Церкви. Её духовную жизнь строит сам Дух, а главой является Христос. Другой Церкви Христа на земле нет, и человек может только войти в неё через веру и Святое Крещение, или не входить, и остаться вне. В последнем случае, каких бы новых интерпретаций христианства он ни придумывал, и куда бы ни возвращался, всё это останется пустым звуком. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? – восклицает Апостол в том же послании к Коринфянам, - Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих (1Кор.1:20,21). Церковь стоит не нашей мудростью, а Духом Святым, и врата ада не одолеют её – т.е. она будет существовать до конца мира (Матф.16:18).

Само по себе желание взять для себя высокий образец жизни христиан апостольских времен, совсем не лишено смысла. Мысль о том, что мы живем в апостольские времена, высказывал и правящий архиерей нашей епархии, митрополит Ювеналий. Но это совсем не означает, что нужно придумывать свою церковь. Наоборот, именно в апостольские времена было заложено незыблемое учение о христианстве именно как о Церкви. Тех, кто выходит из Церкви возлюбленный ученик Христа, апостол Иоанн, называет анти-христианами, антихристами, которые не имеют, и никогда не имели веры: Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши (1Иоан.2:19).

Что же касается литературы о Церкви, то, как уже было замечено, можно сказать, что весь Новый Завет, и все писания Святых отцов написаны именно о Церкви. Никто из Святых Отцов никогда не говорил о возможности христианской жизни без неё. Отпасть от Церкви – это самое страшное для верующего человека. В канонических правилах Церкви самым крайним наказанием является частичное или полное отлучение от неё. Впрочем, существуют и книги, посвященные собственно понятию о Церкви. Например, книга новомученика, святителя Иллариона (Троицкого) «Без Церкви нет спасения».

Да поможет вам Господь дальше идти путем веры, и не оглядываться на тех, кто не признает Церковь, и не понимает её учения. Если кто и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Матф.18:17).

ПРАВОСЛАВИЕ - Критерии для определения православности Церкви, СЕКТА - Христианские секты, ЦЕРКОВЬ - Что такое Церковь