763:


    Здравствуйте, отец Александр!
    Что делать, если у меня проявился синдром навязчивых состояний к молитве? Т.е. я не могу не повторять несколько раз домашних правил, и чтение молитв у меня занимает часа по 3, а то и более часов дважды в день. Я, откровенно говоря, очень измучилась, чтение молитв становится тягостным делом - это еще больше меня угнетает. И не читать молитвы не могу - очень страшно, и когда читаю молитвы - мысли страшные: если не перечитаю молитвы, то что-то случиться нехорошее, или какой-то эпизод (может быть даже из фильма) страшный вспомниться - мне страшно становится, и чтобы успокоиться, я должна опять молитвы перечитывать. Не знаю, что делать. Я исповедовалась, причащалась - но все то же самое. Неужели только таблетки могут помочь? Не хотелось бы их применять. Если вы что можете подсказать, подскажите, пожалуйста. Понимаю, что грешна, что сама что-то делаю не так, но не знаю что.

 
:


Вы сами прекрасно понимаете, что подобное вычитывание правил есть всего лишь синдром навязчивых состояний, и никакого смысла не имеет. Поэтому есть два варианта: или бороться с помыслами и страхами, которыми мучает нас дьявол, или лечиться. Лечиться вы не хотите, и, может быть, поступаете правильно. Однако и с помыслами бороться не пытаетесь. Почему-то вы считаете себя безусловно обязанной идти у них на поводу, и делать то, что они вам предлагают. Но с помыслами обязательно надо бороться, и ложным помыслам отнюдь не верить. Иначе, действительно, придется идти к врачу.

Вы пишете, что когда читаете молитвы, вам приходят страшные мысли, и, следуя им, вы перечитываете молитвы снова. Однако смысл чтения молитв состоит в том, чтобы у нас в сердце водворились именно те мысли, которые отражены в молитвах. Если же мы читаем одно, а думаем о другом, то чтение это перестаёт быть молитвой. Поэтому дьяволу и удаётся заставить нас повторять это бессмысленное упражнение по многу раз. Ему мы почему-то верим, а тому упованию на милосердие Божие, о котором говорится в молитвах, не верим совсем. Но если вы хотите избавиться от этого наваждения, то поступать надо ровно наоборот: вражеские помыслы отсекать, и стараться воспринимать именно слова молитв, которые вы читаете.

Когда сердце смущается помыслами и страхами, действительно, нужно молиться. Но именно молиться, а не бессмысленно читать правило, как заклинание или мантру. Апостол Павел призывает христиан молиться непрестанно. Это совсем не обязательно должно быть именно молитвенное правило. Можно молиться и про себя, краткими молитвами. Главное, чтобы в сердце была вера, и упование на Бога.

Также вы говорите, что исповедовались и причащались. Это должно было бы примирить вас со своей совестью и с Богом, принести сердцу утешение и мир. Но, по-видимому, и здесь вы отходите от веры, и лишаетесь этого благодатного дара.

Вера же состоит ни в чем другом, как в уповании на милосердие Божие. Иначе нам никогда не удастся иметь мир в сердце, что бы мы ни делали, какие бы подвиги ни совершали, и сколько бы ни читали молитвенных правил. На этом ложном пути дьявол может бесконечно мучить гордого человека. Господь же не требует от нас ничего, и единственной жертвой Богу является сокрушенное сердце. Только сердце сокрушенное и смиренное не отвергает Господь (Пс.50:18). Спасает нас только покаяние в своих грехах и вера - не какая-нибудь абстрактная, а та, которую благовествует нам Евангелие. Если вы сможете иметь эту веру хотя бы с горчичное зерно, то сможете бороться с помыслами неверия и страха, которые всевает в наше сердце дьявол.

Тогда вы сможете со смирением молиться именно теми словами, которые содержат молитвы, каяться в своих грехах, причащаться Святых Таин, и всё это будет приносить вашей душе великую пользу.

МОЛИТВА - Чтение молитв, СТРАХ(И) - Как навязчивые состояния