950:


    Здравствуйте, отец Александр!
    Мне очень трудно было решиться обратиться к вам, вопрос мой скорее требует исповеди. Меня очень терзает сознание вины наряду с острым чувством утраты. Я чувствую себя косвенно (?) виновной в смерти моей, горячо любимой, мамочки. Все мои близкие считают это мое состояние просто болезненным, мне пришлось открыться им в этом чувстве, потому что не всегда удавалось скрыть от них частые слезы и угнетенное настроение. Мама оступилась в коридоре перед своей комнатой, упала и сломала шейку бедра. Этого бы не случилось, если бы я рядом с ней шла, а я задержалась на кухне.
    Могла ведь сообразить, что с дороги мама очень устала, я всегда очень боялась, что она упадет, в поезде ни на шаг от нее не отходила, а тут... Это ужасно, как она, бедная, кричала от боли! В больнице сказали, что перелом очень сильный, в пожилом возрасте (84 года) не заживает. Через 10 дней после операции она скончалась. Я не могу смириться с маминой смертью - я виновата!
    Понимаю, что своим настроением причиняю неприятность своей семье (сестре, сыновьям, мужу), поэтому принимаю успокаивающие лекарства. Но грех мой не становится от этого меньше, мне не хочется жить, понимаю, что не мне решать свою судьбу, молюсь, как умею. Зимой врачи сказали мне, что у меня рак груди. Я восприняла это, как должное, должна же я ответить за свою вину! От операции отказалась, семье сказала, что у меня мастопатия, пью лекарства для их спокойствия. Моя болезнь не удручает меня. А вот мамочку мою не вернуть, не исправить мне свою оплошность, свою вину. Научите, отец Александр, как жить мне оставшуюся часть моей жизни!
    Простите меня за многословие, за нескладность моего письма.
    Буду очень благодарна вам за совет.

 
:


Вы правильно написали в своем вопросе, что проблема ваша требует исповеди. Я же могу только обратить ваше внимание на то, что она не может заключаться в маме.

Грех исходит из нашего сердца. Поскольку никакого зла своей маме вы не желали, то грех по отношению ней существует лишь в области ваших эмоций. Вы не пишете даже, например, что поленились проводить её в комнату. Жизнь и смерть человека исходит от Бога, и при всём своём желании вы никак не могли предусмотреть все случайности, и сделать маму бессмертной. А вот ваше зло по отношению к себе и своим близким, которое вы творите сейчас - это грех реальный. Понять, что побуждает вас к этому злу - это и есть покаяние.

Грех этот свидетельствует и о вашем реальном отношении к маме. Удивительная вещь: вы даже не спрашиваете, как можете ей сейчас помочь. Но спрашивать о том реальном добре, которое вы можете сделать, - и живым, и умершим, и самой себе, - вам сейчас невозможно. Причина этого, действительно, требует исповеди - ведь оказывается, что творить добро вы просто не хотите. Ведь очевидно, что своей истерикой вы приносите зло всем. И маме ваше истязание себя и близких помочь не может. Не лучше ли было бы, из любви и памяти о маме, заменить это бессмысленное зло на молитву, дела милосердия и любви в память о ней, на покаяние и созидание собственной христианской жизни (ибо именно это приносит радость обитателям Неба (Лук.15:7))?

Очевидно, что у вас очень тяжело на душе. И хотя смерть мамы дает повод для выплеска всего того, что гнетет вашу душу, я бы посоветовал вам не поддаваться этому соблазну, - легче от этого никому не станет. Надо найти путь веры, - и тогда вы сможете понять свои настоящие проблемы, раскаяться в грехах, и нести свой крест, уповая на милосердие Божие. Этим вы принесёте огромное благо всем ? и живым, и умершим, и самой себе.

Христианская вера преодолевает смерть. Дар веры не только приносит мир нашему сердцу, но утешает наших близких, живых, и даже умерших. Поэтому, если вы хотите принести радость и вашей маме, и тем, кто окружает вас в этом мире, и себе самой, то нужно раскаяться в своих грехах, и постараться смириться, и обратить своё сердце к вере.

ГРЕХ - Надуманные грехи, ПОМИНАНИЕ - Усопших - Скорбь об усопших