Книга, которую вы прочитали, написана, несомненно, из лучших побуждений, и содержит много полезных мыслей и цитат из святоотеческой литературы. Однако иметь её как руководство к духовной жизни я бы вам не советовал.
Дело в том, что медицина и религия - это разные вещи. Существует принципиальная разница в целях и задачах деятельности больницы и Церкви. Смысл деятельности врача - лечение болезней, а цель священника - спасение души. Хотя успех лечения во многом зависит от духовного состояния больного и его веры, приспособить христианское учение о спасении души для лечения физических болезней невозможно. Это было бы всё равно, что попытаться использовать компьютер в качестве посудомойки. Компьютер может контролировать работу всех приборов в доме, в том числе и посудомойку, но напрямую мыть посуду он никак не может. Так и вера не может напрямую использоваться как лекарство от болезней.
Однако в книге «Страсти и их воплощение в болезнях …» предложен именно такой метод – духовными средствами лечить физические заболевания. Надо сказать, что и сам понимает, что нельзя напрямую использовать веру в медицинских целях. «При такой установке большее и лучшее (душа) ставится на службу меньшему и худшему (телу)», - справедливо пишет он. Но книга посвящена, однако, именно проблемам физического здоровья, которое достигается через обращение к вере. Здесь автор противоречит сам себе. С одной стороны он вроде бы ссылается на Святых Отцов, а с другой - совершенно не замечает, что Святые Отцы никогда не рассуждали о путях приобретения физического здоровья. Они писали о правильном понимании евангельского учения и о спасении души, признавая болезни даже полезными для тех, кто действительно хочет спасения.
Попытка использовать веру для лечения болезней не выдерживает никакой критики и с точки зрения медицины. Представьте себе: больной пришел лечиться, например, от бронхиальной астмы. Согласно описанному в книге методу врач начинает рассказывать ему об исцелении от греха, который называется «напористость», и предлагает «врачующие качества» – целеустремленность и пр. При этом больного посылают в храм на исповедь. Имеет ли право врач лечить такими методами? Ну, а если больной к вере вследствие такого «лечения» не придет, от астмы тоже не излечится, и подаст на таких «врачей» в суд?
Надо сказать, что описание грехов в книге имеет очень мало общего с христианской традицией. Греховные страсти в ней называются «отрицательными качествами», хотя в христианстве они понимаются не как качества души, а как зло, в которое душа впадает. Дело в том, что качество нашей души по существу всегда остаётся неизменным – это образ и подобие Божие. Дух человека всегда чужд страстям, и противостоит им. Когда мы грешим, то всегда делаем нечто противоречащее нашей собственной духовной природе, - поэтому и страдаем. Можно говорить, например, о том, что страсти мучают душу, но называть их качествами души в духовной литературе обычно не принято. В литературе художественной, также как и в бытовом общении, иногда говорится об отрицательных качествах души того или иного человека. Но происходит это лишь потому, что так представляется с внешней точки зрения. Скажем, если человек часто делает зло, то душа его представляется злой. С медицинской точки зрения так говорить можно, потому что наука не изучает происхождение зла, и не может сказать, прельщает ли душу дьявол, или сама душа им обладает, или она вообще такая по естеству. Наука видит лишь внешние явления и пытается их систематизировать. Церковь же имеет откровение, т. е. духовное знание от Бога, и в соответствии с ним Отцы обычно избегают называть зло качеством души.
Описание же этих «качеств» в книге не имеет ничего общего не только с христианской традицией, но и с принятыми нормами русского языка.
Например, «отрицательное качество» безнаказанность – по квалификации книги подразумевает «желание не считать себя подлежащим наказанию».
«Безразличие – желание не различать добро и зло».
«Безрассудство – желание не рассуждать о своем поведении».
«Выдержка (тоже «отрицательное качество») – желание скрыть свое, чаще отрицательное (греховное) отношение к окружающим».
«Душелюбие – желание наслаждаться силой и разнообразием собственных эмоций», - и т.д.
Получается что-то типа этимологического словаря, который в былые времена печатали в Литературной газете на 16-й полосе. В своем роде он не лишен остроумия. Но если вы попробуете исповедоваться в рамках такой терминологии, то исповедь ваша превратится в шараду.
Поэтому, отвечая на ваш прямой вопрос, я бы не посоветовал вам строить свою исповедь, и вообще духовную жизнь, на основании этой книги. Она содержит, как уже говорилось, много цитат из Святых Отцов, и вообще полезных мыслей. По-видимому, она принесла вам определённую пользу, - помогла увидеть свои грехи. Но общая концепция книги, тем не менее, лежит вне духовной традиции Церкви, да и цели спасения души она не преследует, ограничиваясь медицинскими проблемами.
Проблема же взаимодействия врачей, занимающихся душевными заболеваниями, и Церкви, остается пока в значительной мере нерешенной. Многие из врачей сегодня открывают для себя христианскую духовную культуру. Но для того, чтобы понять, как правильно выразить свою веру в профессиональной деятельности, во многих случаях им предстоит пройти еще немалый путь. Очевидная, на первый взгляд, попытка использовать веру в лечении конкретных болезней, на самом деле чужда христианской традиции, - также как и нормальной врачебной практике. Поэтому здесь многое еще предстоит осмыслить, чтобы не пойти ложным путем ? как с духовной, так и с медицинской точки зрения.
|