294:


    <...> Мнения о послушании духовному отцу тоже различны. Где говорится, что, даже если духовник не достаточно духоносен, послушник просто за послушание спасется. В других местах у Св. отцов говорится, что не всякому доверяй свое спасение, рассуждай. <...>

 
:


Я бы не советовал вам верить в духоносность того или иного священника, и слепо выполнять его указания. Абсолютное послушание духовнику в традиции Церкви существовало в монастырях. Чтобы отречься от своей греховной воли послушник предавал свою волю в руки старца. Основано такое послушание было на великой любви и доверии. Нельзя открывать сердце тому, кому оно не доверяет, сказали Отцы. Духовник же принимает на себя такое окормление только в том случае, если его любовь может понести все искушения и грехи послушника, и он всегда уверен, что его требования не погубят его, а спасут. Тогда, как пишут Отцы, послушание кратчайшим путем приводит к внутренней свободе и очищению от своих страстей.

Надо сказать, что по существу понять смысл этой уникальной иноческой духовной культуры мы, люди, живущие в миру, не можем. Мы только читаем о ней в книгах, и иногда пытаемся рассказывать о прочитанном другим, - что и я делаю сейчас. Более того, еще в девятнадцатом веке святитель Игнатий (Брянчанинов) писал о том, что и в монашестве крайне оскудели духоносные старцы, которые могли бы взять на себя такое окормление, и ссылался при этом на мнение преп. Нила Сорского, который жил в пятнадцатом веке, и более ранних отцов. Поэтому попытки некоторых современных священников окормлять таким образом свою паству в лучшем случае являются грубым невежеством. «Ужасно такое лицемерие и лицедейство! – восклицает Святитель Игнатий. – Гибельно оно для себя и для ближнего, преступно перед Богом, богохульно». Душепагубным актерством и печальнейшей комедией называет такое окормление Святитель. «Тщеславие и самомнение любят учить и наставлять, - говорит он. –… им … нужно произвести впечатление на новоначального и нравственно подчинить его себе! Им нужна похвала человеческая! Им нужно прослыть святыми, разумными, прозорливыми, старцами, учителями!». О пагубности такого «окормления» не раз говорил и Святейший Патриарх, и даже принималось специальное постановление Синода (см. вопрос 523 за ноябрь 2003 года).

Единственно возможно, и даже, если хотите, безопасно в наше время окормлять и окормляться через совет. Причем совет должен быть основан на учении Церкви и Отцов. Тогда, по словам Святителя Игнатия, он бывает вполне душеполезен и для наставника и для наставляемого, и соединен со смирением. Совет - это то, что можно обдумать, принять или отклонить. Но и здесь нужно проявить известную осторожность. . «Советуйся с добродетельными и разумными отцами и братиями, - пишет Святитель Игнатий, - но усваивай себе советы их с крайней осторожностью и осмотрительностью. Не увлекайся советом по первоначальному действию его на тебя! По страстности и слепоте твоей иной страстный и зловредный совет может понравиться тебе единственно по неведению и неопытности твоим, или потому, что он угождает какой-либо сокровенной, неведомой тобою, живущей в тебе страсти». (Цитаты по книге «Приношение современному монашеству», главы 12, 13).

Попытки навязывания неправомерного окормления являются по существу единственной опасностью во взаимоотношениях с духовником. Если же этого нет, то исповедоваться мы можем у любого священника, а советоваться с теми, кому доверяет наше сердце.

ДУХОВНИК