О приходе
Брошюры
Вопросы священнику
Темы ответов по алфавиту
Архив ответов
На вопрос отвечает священник Александр Любимов
Вопрос 287:


    Помогите, пожалуйста, разобраться с вопросом, который возник у моей дочки (16 лет) при чтении Евангелия: <...>" Если, как пишут святые отцы, на предвечном совете Святой Троицы все было предрешено заранее, то тогда получается, что Иуда шел по предопределению. И как тогда определить его вину? А, исходя из вышесказанного, самый главный вопрос: Как определять свою вину, свои грехи, если равноценны два утверждения: "Бог ведет по жизни и определяет судьбу" и "Человек сам хозяин своей жизни, так как ему дана свободная воля"?
    Извините, но не могу не задать и еще один, очень больной для меня (муж, родственники), вопрос: Почему Бог к себе - к вере - кого-то приводит, а кого-то нет?
    Заранее благодарна за ответы.

    р.Б. Фотиния (Светлана)
 
Ответ:


Бог вас благословит, Светлана!

Евангелие дает нам образец правильного понимания человеком того вопроса, который возник перед вашей дочерью: впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается (Лук.22:22). Т.е. общее устройство мира и события в нём мы вполне можем предоставить непостижимым путям промысла Божия. А вот за свои грехи нам придется ответить. Вещь эта простая, и вполне понятная даже детям. Если же человек ищет противоречия, и встал на путь философских рассуждений, то это вынуждает отвечать ему достаточно сложно. Хотя лучше бы на этот путь не вставать, и строить свою жизнь на основании целостной детской веры, которая одна только и ведёт к спасению (Матф.18:3)

Человек видит причинно-следственную связь событий лишь со своей субъективной точки зрения. Увязать же внешнюю причинно-следственную связь с Первопричиной всех событий он не может. Скажем, нам понятно, что событие №2 произошло по причине события №1. Но земная логика уже не может понять, как, например, при этом событие №1 произошло по причине необходимости события №2, а произошли эти события, каждое по отдельности, и оба вместе, по причине №3.

Например, мы видим, что камень разбил стекло. Наша логика понимает, что стекло разбилось, потому что в него ударил камень. Но существует и обратная связь: ибо раз камень ударил в стекло, значит, тому надлежало разбиться. При этом оба эти явления (понимаемые и по отдельности, и во взаимосвязи друг с другом), произошли по одной причине - воле Божией, хотя земное мышление эту причину и не видит (Бог не Сам кидал камень, и не бил стекло).

Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний, - говорит о себе Господь (Откр.22:13). Для Бога и стекло разбилось, и камень прилетел вне земной причинно-следственной связи, единым событием, как и всё, что Он творит в мире. Мы же со своей субъективной точки зрения видим только причинно-следственную связь во времени, и как это связано с волей Божией, не видим. В то, что всё происходит по воле Божией, мы можем только верить.

Поэтому и на вопрос: почему наши близкие не приходят к вере?- существует три ответа. С одной стороны, мы можем сказать, что на это нет воли Божией. Однако для людей, которые отвращаются от веры (т. е. для самих наших близких), причина того, что они не приходят к вере, заключается лишь в том, что они сами этого не хотят. С нашей же точки зрения правильным ответом будет только один: они не приходят к вере из-за нас. Именно потому, что наши близкие не видят в нас благих плодов веры (Матф.5:16), они и не приходят к Церкви. Для нас такое понимание проблемы будет не только верным, но и очень плодотворным. Оно переводит нашу мысль из области пустых гаданий о воле Божией в область реальной жизни, и отвечает на самый важный вопрос: что нам делать, чтобы помочь нашим близким прийти к вере. Оказывается, нет другого пути, как покаяние, и исправление своей жизни. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Матф.5:16).

ВЕРА - Привести к вере, СВОБОДА - И предопределенность