О приходе
Брошюры
Вопросы священнику
Темы ответов по алфавиту
Архив ответов
На вопрос отвечает священник Александр Любимов
Вопрос 268:


    Здравствуйте, Хочу задать вам вопрос, почему наша Православная церковь, а я тоже православный, за столько лет, имея неограниченные финансовые возможности, не научилась зарабатывать деньги с помощью информационных каналов, прессы, телевидения? <....>

    И скажите мне еще, пожалуйста, если Православная церковь строит всё это великолепие на свои деньги, то почему она не создаст огромное количество газет, журналов, телевизионных каналов, или не скупит имеющиеся, не наймёт профессионалов с единственным условием, никакой порнографии и никакой оккультики. И совершенно необязательно всем знать, что это всё принадлежит церкви. <...> А если Православная церковь строит всё это на деньги государства, то я не удивляюсь, почему <...> церковь молчит или если говорит, то тихо так шепотом; хотя может предать и анафеме прям так в программе время, причём может это делать каждый день, пока деньги не кончатся <...>.

    Если, прочтя всё это, вы скажете, что это написал последователь Игнасио Лойолы, то я позволю себе ответить, что иезуит Франциск Ксавьер, основавший в 1542г. в Индии португальскую колонию Гоа, в отличие от до сих пор любимых там англичан, - особо не церемонился, вследствие чего слово иезуит, наверное, в аду вызывает ненависть <...>. С уважением, Александр.

 
Ответ:


Здравствуйте, Александр.

Может быть, это и хорошо, что православная Церковь до сих пор не научилась зарабатывать деньги и участвовать в политической борьбе.

Если вы внимательно исследуете Евангелие, то увидите, что это полностью соответствует его смыслу и духу. Царство Мое не от мира сего, - сказал Иисус (Иоан.18:36). Это как раз тот Камень, который лежит во главе угла, и который строители всё время пытаются отложить в сторону, как не нужный (Матф.21:42). И в вашем вопросе он отложен в сторону - проблемы духовные заменены проблемами этого мира.

У Церкви ведь нет, и не может быть, никаких государственных функций. Тем более у неё нет функций карательных. Не знаете, какого вы духа, – сказал Иисус ученикам, когда они предложили пожечь огнём отвергнувших Его Самарян, - ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать (Лк.9, 55-56).

После трагических событий ХХ века, сегодня мы стараемся снова возвратить себе веру. Однако для того, чтобы по-христиански посмотреть на жизнь, необходимо многое понять и переосмыслить. Но изменить сложившиеся стереотипы мышления не так просто. Поэтому вера нередко становится всего лишь политической, хозяйственной, или культурной деятельностью под флагом православия. Многие действительно готовы были бы скупить все средства массовой информации, и вместо молитвы о властях, как это следует христианского учения, непрерывно предавать их анафеме в прямом эфире. Или взять штурмом останкинскую башню, а врагов Церкви отправить в лагеря. Идеи такого рода в нашей жизни, увы, совсем не новы, но исходят они совсем не из христианской веры.

Может быть, в этом и есть самый существенный признак отхода от веры, который, по евангельскому слову, является печальной особенностью последних времен. Отход от веры состоит именно в том, что, даже пытаясь рассуждать о Боге, мы на самом деле можем говорить только о политике и деньгах. Деньги поистине ослепляют человека. Мы, например, совершенно не видим тысячи храмов, которые стоят в разрушенном состоянии, без всякой реальной надежды хотя бы на консервацию, - но те, которые удалось восстановить, иногда поистине героическими усилиями прихожан, вызывают у нас лишь мысль о «неограниченных финансовых возможностях».

В конце ответа, по-видимому, придется упомянуть и о иезуитах, ибо их вы приводите как пример успешной деятельности Церкви. Однако для нас, христиан, они примером быть не могут. Христос отверг предложение политической власти над миром, как дьявольское искушение (Мф.4, 8-10). Если мы хотим быть Его учениками, то надлежит и нам последовать Его стопам, - не смотря на всю соблазнительность бомбардировок по примеру иезуита Хавьера Саламы, о котором вы упоминаете. Вы правильно заметили, что слово «иезуит» вызывает ненависть везде, где они есть. Честно говоря, я совсем не жалею о том, что у нас они пока не могут действовать «особо не церемонясь», как вы пишете, не смотря на то, что Ватикан и объявил Россию несколько лет назад своей провинцией.

Да поможет вам Господь отойти от суеты этого мира, и увидеть внутреннее содержание христианской веры.

ДЕНЬГИ И ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЬНЫЕ БЛАГА - Не имеют отношения к вере, КАТОЛИЦИЗМ, ЦЕРКОВЬ - И общественно-политические проблемы