539:


    Благословите, честный отче!
    Огромное спасибо вам за ответы.
    У меня вопрос, касающийся освященного масла. В каких случаях и как, мирянин должен прибегать к освященному маслу, какие молитвы читаются при этом?

 
:


Общего чина освящения масла, как, например, воды, в Церкви нет. Нет и «долга», как вы пишете, для мирянина самому помазываться маслом. Нет для этого и каких-то специальных чинов или молитв.

Масло освящается в Церкви для особых случаев. Например, для помазывания крещаемых, перед погружением в купель, чтобы призвать на них милость Божию и подготовить к Таинству. Этот освященный елей используют только для помазывания перед крещением, вливают его и в саму воду в купели, и делает это лишь священник или епископ.

Так же елей освящается в таинстве Елеосвящения, или, как его еще называют, Соборования, и им священники (Иак.5:14) помазывают больного. Оставшееся после таинства масло, так же как и использованные для помазывания палочки, рекомендуется сжигать.

Иногда масло, оставшееся после Соборования, хранят и помазывают им больные места. Надо сказать, что Елеосвящение не подразумевает такого употребления освященного в этом таинстве масла. Например, в подробном дореволюционном исследовании прот. Михаила Архангельского, настольной книге священника С.В. Булгакова, и др. о возможности использования освященного в Таинстве масла мирянами даже не упоминается. Это и естественно вытекает из понимания смысла Таинства, совершителями которого могут быть лишь лица, облеченные в священный сан, и чин которого имеет полноту и законченность. Однако традиция, очевидно, иногда может пониматься шире. Например, во время гонений на Церковь в прошлом веке один из самых чтимых старцев, о. Иоанн (Крестьянкин) иногда благословлял брать елей после соборования и помазываться им в доме.

Освящается масло и на литии во время всенощного бдения, но оно тоже имеет определенное благословение, а именно, испрашивается благодать умножения пшеницы, вина и елея в мире, благословения их в пищу и освящения вкушающих их христиан. Иногда этим маслом помазывают на всенощном бдении при целовании иконы или Евангелия. Об этом обычае существует упоминание в богослужебных книгах, однако здесь тоже существует мнение, что он противоречит смыслу освящения масла на литии, и правильнее помазывать на всенощном бдении маслом из лампад, которые горят перед святыми мощами, чтимыми иконами, или в алтаре. Именно так предписывает поступать Типикон.

Елей в таких лампадах, как говорит блаженный Симеон Солунский, живший в XV веке, «освящен, горя перед Господом». Обычай помазываться этим елеем, действительно, является древней традицией Церкви, причем использовали его не только священники на службе, но и миряне у себя в домах. Так предлагал делать еще в IV веке Иоанн Златоуст и свидетельствовал, что многие из тех, кто с верой и благоговением помазывались елеем, получали исцеления. Многие подвижники помазывали маслом из лампады приходящих к ним людей. Например, так делал прп. Серафим Саровский.

Помазывают маслом обычно крестообразно, иногда произносят при этом слова «Во имя Отца, и Сына, и Святого духа». Но какого-то определенного чина для того, чтобы с верой помазать, например, больное место маслом, как уже было сказано, не существует.

СОБОРОВАНИЕ - Что делать с елеем, зерном и палочками для помазывания, которые остались после таинства Соборования, ЕЛЕЙ - Освящение елея в Церкви